Программное содержание. Обобщить и
расширить знания детей о жанрах живописи: пейзаже, натюрморте и
портрете. Продолжать учить различать картины по жанру. Воспитывать
интерес и любовь к произведениям художников. Формировать умение работать
в коллективе. Демонстрационный материал. К первому конкурсу: 6 репродукций картин, на которых изображен натюрморт, портрет, пейзаж (летний, осенний, зимний, весенний). Ко
второму конкурсу: предметные картинки, на которых изображены элементы,
характерные для разных жанров (яблоко, дерево, нос, море, ель, тарелка,
радуга, глаз, лицо сказочного героя, дорога в поле, цветы в вазе и
т. д.). К третьему конкурсу: силуэты
разных предметов и персонажей (ваза, груша, морковь; профили Бабы-Яги,
Буратино, Чиполлино; цветок, береза, елка). К
четвертому конкурсу: 3 карточки с недорисованными предметами (ромашка, у
которой не хватает лепестков; голова человека без уха или глаза;
бабочка без одного крылышка). Раздаточный материал. Цветные фломастеры или карандаши. Ход занятия Дети
делятся на три команды. Придумывают название своей команде, связанное с
рисованием (например, команда художников, кисточек, красок и т. д.). Первый конкурс. Выставьте перед детьми шесть картин с разными жанрами живописи. Прочитайте стихотворение А. Кушнера о каждом жанре: Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, — Обязательно картина Называется пейзаж. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, — Знай, что это натюрморт. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, — Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется портрет.
Затем
первой команде предлагается найти натюрморт и объяснить, почему они так
решили. Второй команде – выделить портрет и тоже доказать свой выбор.
Третьей команде – указать на зимний пейзаж. Затем команды по очереди
находят оставшиеся пейзажи по временам года. Второй конкурс. Раздайте
каждой команде группу карточек с изображением элементов, присущих
разным жанрам. Детям нужно разложить эти карточки на три группы, в
зависимости от жанра. Третий конкурс. Детям
каждой команды по очереди показывается карточка с нарисованным на ней
силуэтом предмета или сказочным героем, дети должны догадаться, кто это
или что это. Четвертый конкурс. Раздайте
каждой группе карточку с недорисованным предметом и фломастеры и
предложите подумать и дополнить рисунок недостающим элементом. В викторине выигрывает команда, которая дала больше всего правильных ответов.
|