Простые графитные карандаши бывают
твердые и мягкие. Буквы М и В на карандаше обозначают мягкость, Т и Н –
твердость карандаша, ТМ и НВ – промежуточный вариант. Слабый нажим на
карандаш дает более светлый тон, сильный нажим – более интенсивный.
Детям удобнее рисовать мягкими карандашами – они оставляют тонкие
бархатистые линии, а штрихи легко стираются ластиком. Штрихи нужно
накладывать в одном направлении, не останавливаясь. Во время рисования
контуров и линий не следует проводить несколько раз по одному месту.
Простым карандашом удобно делать наброски,
рисовать контуры геометрических форм или изображать предметы, имеющие
много мелких деталей.
Цветные карандаши имеют толстые
стержни, в состав которых входят жировые частицы. Карандаши должны быть
всегда остро заточены. При рисовании надо равномерно нажимать на
карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных
пятен. Если нужно закрасить поярче – нажимаем посильнее или штрихуем
второй раз в другом направлении. Смешанные цвета можно получать,
накладывая штрихи одного цвета поверх другого. Не используйте цветные
карандаши для закрашивания больших поверхностей.
Фломастеры заправлены специальными
чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без оттенков. Детям легче
рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко оставляют
след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры
колпачками, иначе они быстро засохнут. Желательно использовать
фломастеры для рисования на гладкой бумаге. Если цветом требуется залить
большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры подходят для
рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов. Один из
главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что
ребенок не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться
сразу продумывать свой рисунок.
Восковые мелки имеют насыщенные
мягкие яркие цвета, в их состав входит воск. Мелками можно быстро
закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок плашмя. Воск
дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим,
можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при
смешивании не дают плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во
время рисования при слишком сильном нажиме могут сломаться. Используются
для рисования по бумаге и картону. Подходят для изображения неоднородно
окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных предметов.
Пастельные мелки – это палочки
пастели разных цветов и оттенков. Они изготавливаются из пигментов и
сухих порошков (мела, белил), связывающихся клеящим веществом
(желатином, декстрином или гуммиарабиком). Различают пастель сухую и
масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью, но
хуже растушевывается. Для сухой характерны мягкие тона, она легко
смазывается. Пастелью работают на шероховатой бумаге, картоне,
специальной цветной бумаге или тонированном грунте, нанося штрихи и
полоски. При взгляде на работу издали штрихи сливаются в общий цветовой
фон. Иногда штрихи растирают пальцем или ватным тампоном, смешивая таким
образом различные цвета и оттенки. Пастельными мелками, как и
восковыми, можно рисовать плашмя. Можно работать на мокром листе.
Пастелью лучше рисовать на мольберте, чтобы крошки не размазывались по
рисунку. Для фиксации рисунков, выполненных пастелью, используются
аэрозольные лаки. Пастельные тона позволяют изобразить прозрачность
неба, свежесть и бархатистость лепестков в букете, пушистость облаков и
т. д.
Уголь – обожженные древесные
палочки (березы, ивы, ольхи). Палочки затачивают очень остро – для
получения тонких штрихов, или в виде широкой лопаточки – для нанесения
жирных линий. Уголь оставляет бархатные линии разных тонов черного.
Линии растушевывают ватным тампоном. Угольным карандашом нужно рисовать
легко, без нажима, иначе он может сломаться. Рисуют углем по зернистой
бумаге или по картону, т. к. на тонкую бумагу уголь ложится хуже и
больше осыпается. Угольный карандаш оборачивают салфеткой – тогда руки
остаются чистыми. Под правую руку можно подкладывать лист бумаги, чтобы
не портить работу. Готовый рисунок не будет смазываться, если его
опрыскать аэрозольным лаком для волос.
Сангина – мелки разных оттенков
красного и коричневого цвета. Они изготавливаются из каолина и окислов
железа. Сангина является мягким материалом. Приемы работы – такие же,
как при рисовании углем (широкими линиями, короткими штрихами или
линиями), но она хуже растушевывается. При смачивании дает эффект
акварели в коричневых тонах. Хорошо сочетается с холодными оттенками
угля. Рисуют сангиной по шершавой бумаге или картону. Сангиной удобно
рисовать фигуры людей и животных, пейзажи, портреты и транспорт.
Соус называют также «черным мелом».
Выпускается в виде коротких круглых мелков разных цветов (от белых до
почти черных), обернутых фольгой. Производится соус из каолина, мела и
прессованной газовой сажи. Соус дает красивые бархатистые тона от очень
темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций. Соусом
удобно выполнять быстрые наброски, а также тщательное моделирование
формы. Сухая техника работы соусом схожа с техникой работы углем. При
помощи растушевки добиваются переходов от светлых тонов к более темным.
Соус хорошо растворяется в воде, поэтому им можно работать так
называемым, мокрым способом (при помощи кисти).
Гуашь дает прочный непрозрачный
слой, по мере высыхания слои можно накладывать один на другой. Детям
гуашь подходит лучше, чем другие краски. Гуашевые краски густые, их
слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения
нового цвета, нужно смешивать основные цвета, а для получения более
светлых тонов в краски добавляют белила. Можно рисовать мазками или
подмалевкой. Цветные пятна в большинстве случаев должны обладать
живописностью. Гуашью можно рисовать на белой и на цветной бумаге.
Акварель – нежные, легкие,
прозрачные краски. Работая этой краской, нужно использовать много воды.
Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения
новых цветов. Более светлый тон получается путем разбавления краски
водой. Начинать акварельный рисунок следует с наложения темных пятен.
Слой акварели почти нельзя перекрыть другим цветом, поэтому в
акварельном рисунке трудно исправить неточность. Следует использовать
специальную шероховатую бумагу – акварельную. Акварелью рисуют пейзажи,
натюрморты, портреты, цветы, осенние листья с постепенными переходами от
одного цвета к другому, голубое небо, пушистые облака, морскую гладь и
т. д.
Акриловые краски – очень яркие,
довольно клейкие. Можно рисовать как неразведенной краской, так и
краской, смешанной с водой. В первом случае наносить краску
рекомендуется плоской жесткой кистью. Можно рисовать фон разведенной
акриловой краской, а поверх фона – неразведенной или процарапывать на
нем рисунок. Акрил хорошо подходит для оттисков. Акриловые краски легко
смешиваются в любых вариантах. Когда краска высыхает, она становится
водоотталкивающей. Рисуют акриловыми красками в основном на плотной
бумаге и картоне, расписывают сделанные из гипса или глины поделки,
также акрил используют для росписи бутылок. Интересно смотрятся
перламутровые акриловые краски.
Плакатная тушь бывает различных
цветов. Тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке.
Плакатная тушь обладает высокой чистотой цвета. Тушь оставляет глубокий
цвет, удобна в работе, почти не смывается с бумаги после высыхания. Если
использовать перо, изображение получается тонкое и четкое, при работе
заостренной палочкой – воздушное и изящное, при рисовании беличьей
кисточкой – мягкое. Тушью удобно рисовать контуры предметов, делать
чертежи, плакаты.
Гелевые ручки были разработаны не
так давно. Продаются отдельно и в наборах по 6 и 10 штук разных цветов. В
каждой ручке имеется сменный стержень, который бывает перламутровым, с
блестками, с запахом или без всяких наполнителей. Благодаря уникальному
составу гелевых чернил, они пишут мягче шариковых ручек, после нанесения
линия не расплывается и быстро высыхает. Чтобы стержни не засыхали,
ручку каждый раз надо закрывать колпачком. Гелевая ручка оставляет
одинаковые сочные следы и не требует нажима при письме. Поэтому гелиевую
ручку удобно использовать при создании графических изображений. |