Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом –
гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и
украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов
(прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками,
усиками, пружинками, листиками, сеточками, цветами). Продолжать учить
смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать
любовь к народному творчеству.
Демонстрационный материал.
Посуда гжельских мастеров (чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы), образцы элементов гжельской росписи.
Раздаточный материал.
Шаблоны чашек и тарелок, белая и синяя гуашь, тонкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Напомните
детям о гжельском промысле: «С давних пор в подмосковной деревне Гжель
(от слова „жечь" – обжигать глину) создают из глины гончарные изделия и
игрушки, разные по форме, но расписанные синей краской по белому фону».
Рассмотрите с детьми узоры на гжельской
посуде. Обратите внимание на кайму: она может состоять из многократно
повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков и т. д. Кайма расположена в
верхней и нижней частях изделия. В центре располагаются цветы из
«капелек», «мазков» и «завитков». Один из главных элементов – это роза
или лепестки роз. Розы могут быть составлены в букет, а могут быть
«разбросаны» по всей поверхности изделия. Также фарфор украшают
диковинными синими птицами или сценками из жизни людей. Покажите детям
на отдельном шаблоне способ выполнения узоров на кайме и в центре.
Обратите внимание детей, что гжельская роспись рисуется сразу кистью,
без предварительной прорисовки карандашом.
Вспомните с детьми, как получить голубой
цвет. Раздайте ребятам шаблоны и предложите, опираясь на образцы,
украсить шаблон в стиле гжельской росписи. Шаблон можно поворачивать в
разные стороны, чтобы рука с кистью находилась в удобном положении. |