Программное содержание. Расширять
представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить
детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать
краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов
хохломской росписи. Развивать художественный вкус.
Демонстрационный материал.
Хохломские изделия: миски, солонки, ковши, кружки, вазы, ложки; образцы элементов хохломской росписи.
Раздаточный материал.
Бумажные
круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти,
гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки,
палитры.
Расскажите
детям, что раньше посуда, из которой люди ели, была деревянной. В
основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали
глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе
от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда
становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной,
зеленой и желтой красками.
Вместе подумайте, почему этот промысел называется хохлома (по названию села Хохлома).
Рассмотрите с детьми хохломские изделия и
обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев,
усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими
движениями. Покажите детям приемы рисования осочек (концом кисти сверху
вниз), травинок (расширяющимися мазками), капелек (примакиванием),
усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали), завитков (тоже
спираль, но с нажимом). Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а
также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника),
листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти
или печаткой-тычком.
Раздайте детям шаблоны тарелок и предложите самостоятельно украсить их хохломской росписью.
Закончите занятие отрывком из стихотворения Е. Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.
|