Это занятие желательно проводить в виде интегрированного вместе с музыкальным работником.
Программное содержание. Систематизировать
знания детей о различных видах декоративно-прикладного искусства и
изделиях народных промыслов. Закреплять и углублять знания о народных
игрушках, предметах быта, посуде и их росписи. Познакомить с проведением
ярмарки в форме увлекательного праздничного занятия. Формировать
эмоциональное восприятие произведений фольклора. Воспитывать интерес и
любовь к творчеству народных умельцев.
Подготовка. К этому занятию
воспитатель заранее распределяет между детьми роли и помогает выучить
слова. Дети вместе с воспитателями и родителями оформляют зал.
Полукругом в зале выставляется восемь столов, накрытых скатертями с
русской вышивкой. На каждом столе располагаются глиняные или деревянные
игрушки, предметы быта, посуда (настоящие и выполненные детьми),
соответствующие одному из промыслов (гжель, хохлома, городец,
полхов-майдан, филимоново, дымка, Каргополь, жостово). Сзади вешают
плакаты с образцами элементов данной росписи. Создается образ деревни
или деревенского дома – макет русской печи, лавки, половики, предметы
домашней утвари, свечи. Вдоль стен по всему залу можно расположить
нарисованные деревья (березы, липы).
Воспитатель и дети надевают народные костюмы. Один из мальчиков одевается скоморохом.
Для игр понадобится красиво оформленный
сундук с карточками, на которых нарисованы образцы элементов росписей;
два платка; три деревянные ложки. Празднично
одетые воспитатель и дети под русскую народную музыку входят в зал и
встают в круг. В центр выходит ребенок, одетый скоморохом, и читает
стихотворение И. Токмаковой «Ярмарка».
С к о м о р о х.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево —
Лавки с товаром.
Глянешь направо —
Веселье даром.
В о с п и т а т е л ь. В старину на Руси в
воскресные дни проводили ярмарки. Из разных городов съезжались
крестьяне, купцы со своими товарами, приходил народ посмотреть и
что-нибудь купить. Тут же устраивались представления, игры, потехи,
ребята катались на каруселях; играла музыка, было слышно песни, крики
зазывал, споры торгующихся. На одной из таких ярмарок мы сейчас с вами и
побываем. Интересно, а вы знаете, какие товары можно встретить на
ярмарке. Послушайте загадки и попробуйте отгадать, откуда привезены эти
товары:
Все игрушки не простые,
Но, представьте, расписные.
Кружочки и клеточки
На белой салфеточке.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(Дымково)
И свистульки, и игрушки,
Есть и барышни-Марфушки,
Звери – с вытянутой шеей
И полосками на теле.
(Филимоново)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белее,
А на нем узор синеет.
(Гжель)
Листья, ягодки, цветочки,
Стебельки и завиточки,
Здесь, хозяин, цвет такой:
Черный, красный, золотой.
(Хохлома)
Скачут кони по дощечкам
Или птицы к нам летят,
А вокруг узор цветочный
Расцветает, будто сад.
(Городец)
Воспитатель предлагает детям поиграть в
игру с платками. Педагог встает в центр круга. Дети, взявшись за руки,
идут под музыку вокруг взрослого. Воспитатель поворачивается на месте в
обратную сторону. Когда музыка кончается, все останавливаются. Педагог
вручает двум детям, которые оказались напротив него, по платку. Дети по
команде бегут вокруг круга в противоположные стороны, стараясь быстрее
вернуться и занять свое место. Игра проводится несколько раз.
После игры дети делятся на две группы.
Часть детей занимают места за столами (по одному или по два человека в
зависимости от количества детей). Они громко поочереди называют
представленный за их столом промысел:
1-й стол (Гжель).
Эту гжельскую посуду
Я показывать вам буду!
2-й стол (Полхов-Майдан).
Эй, девчонки-таратушки,
Покупайте безделушки!
3-й стол (Каргополь).
Лошадки, игрушки,
Уточки, свинюшки!
Есть и глиняный медведь,
Подходите посмотреть!
4-й стол (Хохлома).
Хохломские чашки, ложки,
Самовары и матрешки!
5-й стол (Дымково).
Игрушки из дымки,
Нарядные спинки!
6-й стол (Городец).
А вот город Городец,
Покупай, кто молодец!
7-й стол (Жостово).
Подносы расписные,
Шкатулки заводные!
8-й стол (Филимоново).
Озорные петушки,
Расписные гребешки!
Все вместе.
Мы на ярмарку пришли
И товары принесли.
Прочитай ты нам стишок,
И подарок – твой, дружок.
Оставшиеся в центре зала ребята по очереди
читают стихи об игрушках, предметах домашней утвари, посуде. Дети за
столами, у которых есть такой товар, награждают (продают) чтецу этот
предмет.
1-й ребенок.
Ай да девица – душа!
Как ты чудо-хороша!
Клетчатая юбочка,
В клеточке по точке.
Фартук полосатый,
А вокруг кружочки.
Ребенок получает дымковскую барышню.
2-й ребенок.
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают.
И кувшинки расцветают.
Ребенок получает разделочную доску с изображенным на ней конем или птицей.
3-й ребенок.
Вот индюк нарядный, гордый,
Весь он в росписи народной.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Ребенок получает филимоновского индюка.
4-й ребенок.
Жостовские мастера!
Наряжается земля.
На подносах расцвели
Небывалой красоты
Разноцветные цветы.
Ребенок получает жостовский поднос.
5-й ребенок.
Матрешка в матрешке,
Грибочек на ножке.
И солнце, и речка,
И домик в кустах!
Цветы и травинки
У них на боках.
Ребенок получает одну из игрушек Полхов-Майдана.
6-й ребенок.
Встречу чудесную птицу,
Синюю птицу мечты,
Синюю сетку узоров,
Синие листья, цветы.
Ребенок получает гжельское блюдо.
7-й ребенок.
Каргопольские медведи
С севера явились,
Точки и полоски
На шкурах появились.
Ребенок получает каргопольского медведя.
8-й ребенок.
Золотая хохлома
Принесла тепло в дома,
Среди зелени стеблей
Красны ягодки видней.
Ребенок получает тарелку с хохломскими узорами.
Затем все изделия возвращаются на столы.
С к о м о р о х.
Расписные вилки-ложки!
Поиграем мы немножко?
Все дети встают в круг. Скоморох дает трем
детям из круга по деревянной ложке. Звучит веселая русская народная
музыка. Дети передают ложки друг другу по кругу. Когда музыка
заканчивается, ребята, у которых в руках остались ложки, выходят в центр
круга и под музыку пускаются в пляс. Остальные дети им хлопают.
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:
Вот чудесный сундучок,
Вам, ребята, он дружок.
Хочет вам заданье дать,
Просит роспись отгадать.
Воспитатель открывает сундучок. Вызванный
взрослым ребенок подходит к сундуку, опускает в него руку и достает
карточку с образцами элементов какой-либо росписи, показывает ее
остальным детям. Любой ребенок по просьбе воспитателя дает ответ.
Ребенок, правильно назвавший роспись, относит карточку на
соответствующий стол.
С к о м о р о х.
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки:
В гости к нам
Пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
В. Берестов
В центр зала выходят восемь девочек в
народных костюмах и платочках – матрешки встают друг за другом в колонну
по росту (первая – самая большая матрешка, последняя – самая
маленькая), видно только самую первую матрешку.
Воспитатель начинает читать стихотворение С. Маршака:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Затем каждая матрешка рассказывает свое стихотворение и делает шаг в сторону, уступая место следующей матрешке.
1-я матрешка.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
2-я матрешка.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
З-я матрешка.
А четвертая матрешка
Меньше третьей на немножко.
4-я матрешка.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
5-я матрешка.
Внутри она пустая,
В ней живет шестая.
6-я матрешка. 7-я матрешка. 8-я матрешка.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
В о с п и т а т е л ь.
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы:
М а т р е ш к и.
Восемь!
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Матрешки и все дети под музыку исполняют танец матрешек:
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
(На первую строчку – руки сложить полочкой
перед грудью, указательный палец правой руки упирается в правую щеку.
На третью строчку – ставят попеременно каждую ногу то на носочек, то на
пятку и стучат каблучками. На пятую строчку – кружатся, руки на пояс. На
седьмую – держатся за концы платочка и слегка приседают. На оставшиеся
строчки хлопают в ладоши.)
В конце ярмарки дети подходят к столам и выбирают себе на память один из сувениров.
Скоморох заканчивает праздник словами:
Солнце закатилось,
Ярмарка закрылась.
Дети и воспитатель под музыку выходят из зала. |