Цель занятия:- Познакомить с кругом, показать, что круги могут быть разных размеров.
- Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем, учить
соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.
- Закрепить умение устанавливать отношение между понятиями «один» и «много».
- Развивать активную речь, фантазию, творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету в процессе обучения.
Ход занятия
Звучит музыка, дети входят в группу.
«Направо, налево
Везде лежит она
Игралочка, игралочка,
Чудесная страна.
Вам здесь, ребята, рады
Скорее заходи.
И за руку друзей своих
Сюда же приводи.»
Воспитатель: Вот мы и пришли в страну, которая называется Игралочка.
Интересно, что мы сегодня нового здесь узнаем.
Звучит музыка. На детей сверху падают желтые, красные, зеленые листочки.
Воспитатель (изображая удивление): Посмотрите, ребятки, что это на нас
падает сверху?
Дети (ловят листочки, смеются): Листочки!
«Карусели, карусели
Всюду листья полетели
С крепких веток сорвались –
Закружились, понеслись...»
Воспитатель: Когда можно увидеть такие красивые листья?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Какого цвета листочки?
Дети: Желтого, красного, зеленого.
Воспитатель: Сколько листочков упало?
Дети: Много.
Воспитатель: Листья засыпали все дорожки. Найдите себе самый красивый
листик. Сколько у тебя листиков, Дима? Какого цвета у тебя листик?
Дима: Один листик. Красного цвета.
Воспитатель: Сколько у тебя, Вика, листиков?
Вика: Один.
Игра с листиками.
«Маленькие листики тихо сидят, крепко спят, глазки закрыли (сидят на
корточках с закрытыми глазами). Вдруг ветер веселый прилетел. Как дунет фу-фу-фу
(предложить детям подуть). Листочки проснулись, глазки открыли и полетели, и
закружились. Ветерок улетел, листочки успокоились.»
Воспитатель: Соберем все листочки в корзинку. Сколько листочков в
корзине?
Дети: Много.
Воспитатель: Ветер подул сильный и нагнал тучи на небо, посмотрите:
«Дождик капает из тучи
На дорожку и кусты!»
Воспитатель: Сколько капелек?
Дети: Много.
Воспитатель: Много круглых капель – маленьких, больших.
Дождик, дождик, кап-кап-кап... мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять. И
зонтик с собой возьмем. Давайте покажем, как капельки падают на зонтики.
Пальчиковая гимнастика.
«Капля раз, Капля два,
Капля медленно сперва,
А потом как из ведра.»
(Сидят на коленках, стучат одним пальчиком по полу слабо, а потом сильно
кулачком.)
Воспитатель: Возьмем зонтик и пойдем гулять.
Танец с зонтиками.
Воспитатель: Дождик прошел, и посмотрите, сколько выросло грибов?
Дети: Много.
На фланелеграфе выставлены грибы.
Воспитатель: Давайте поможем ежику собрать грибы.
(Дети собирают грибы для ежика.)
А сейчас сядем на пенечки и послушаем истории (старшие дети выполняют роль
зайца и медведя).
Жил-был заяц Касьян. Вырастил он большой урожай овощей на огороде. Много
моркови, много свеклы, много капусты, много картофеля, а перевезти не на чем.
Шел он по лесу, видит - колесо лежит (из картона). Вот здорово, – думает заяц, –
сделаю тележку и перевезу овощи. Стал поднимать, сдвигать с места. Не может –
тяжелое. Как быть? А тут медведь идет. Стали вдвоем думать. Ничего не придумали.
А что бы вы им посоветовали? Дети предлагают свои варианты. Приходят к выводу,
что колесо надо катить. Вот катят медведь и заяц колесо, видят еще одно лежит.
Покатили они свои колеса домой, и стали строить тележку. Пока они строят
тележку. Посмотрите. У вас лежат свои «колеса» – покатайте их. Почему они
катятся? (Круглые – дети обводят пальцам по контуру.) Эта фигура называется
круг.
А эта фигура (показываю квадрат), как называется? Его можно покатить?
(Нет.) Почему? (У него углы.) Посмотрите на свои круги. Какого они
цвета? Чем они отличаются? (Размер.) Покажите большой круг, а теперь
маленький. Как проверить, что они разного размера? (Положить друг на друга,
наложить один на другой.) А вот:
«Улитка, ползет по дорожке.
Свой домик несет на спине.»
Воспитатель: Улитка просит вас украсить ее домик разноцветными
кругами. Найдите самый большой круг, положите, потом как вы думаете, какой?
Дети: Средний и последний маленький.
Воспитатель: Какой красивый домик подарили мы улитки. Ребята, а сейчас
постараемся нарисовать круг самостоятельно. Приготовьте указательный палец и
нарисуйте круг (в манке). Какие большие и маленькие круги у вас получились.
Интересно, а что можно построить из колес.
Просмотр фрагмента мультфильма «Разные колеса».
Физкультурная минутка.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. Ведут хоровод
под музыку:
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.»
Воспитатель: Какой большой круг у вас получился! А как сделать
маленький круг? А как сделать большой круг? А теперь хотите покататься на
карусели?
Игра «Карусель».
На фланелеграфе выставлены картинки: мяч, тарелка, домик, часы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите предметы похожие на
круг. А какая картинка лишняя?
Дети: Домик.
Воспитатель: Посмотрите, какую тележку построили наши звери, а что в
тележке?
Да, здесь угощения для вас и для гостей (медальки и солнышко). Спасибо,
зверята, за угощение.
«Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку, на колесо,
Кто же я такой друзья?»
Дети: Круг.
Воспитатель: С какой фигурой мы познакомились? Нарисуйте круг в
воздухе рукой.
- Что вам на занятии понравилось больше всего?
|