Цель. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.
Наблюдения на прогулке
В течение нескольких дней во время прогулок обращайте
внимание детей на солнце. Какая погода - солнечная или пасмурная? Какое
солнышко сегодня - яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке?
На что оно похоже? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в
пасмурную? Одинакового ли цвета деревья, здания при разном освещении?
Согревает ли нас солнце? Где оно - высоко на небе или низко? Когда мы
говорим, что солнце стоит высоко, а когда - низко? На одном ли месте
находится Солнце в течение дня? В каких местах двора солнце бывает
дольше всего в разное время года? Пусть дети найдут наиболее затененные и
наиболее освещенные участки. Почему в этих местах обычно бывает тень?
Обращайте внимание детей на то, что солнце в течение дня меняет свое
положение. Такие наблюдения хорошо проводить периодически в сравнении в
разные времена года.
Литература
1. Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку "У солнышка в гостях".
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
- Куда это солнышко девалось? - говорят.- Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Где же вы его найдете? - закудахта-ла наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
- Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,- ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В
мешочке - зерныш-ко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята.
Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама
большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают:
- Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?
- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:
- Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:
- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.
- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
- А ты знаешь, где солнышко живет?
- Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живет! - затрещала сорока.
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.
- Заяц, заяц,- запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.
- Я-то не знаю, но вот моя соседка утка - та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет.
Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.
- Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.
- Дома, дома! - закрякала утка.- Все никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.
- А мы как раз солнышко идем
искать! - закричали ей в ответ цыпля-та, сорока и заяц.- Не знаешь ли, где оно живет?
- Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.
Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.
- Ежик, ежик,- хором закричали цыпля-та, сорока, заяц и
утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе,
уж не захворало ли?
Подумал еж и говорит:
- Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком -
большая гора. На горе - большое облако. Над облаком -серебристый месяц, а
там и до солнца рукой подать!
Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех
дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако
за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята,
сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько
к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный
рожок.
- Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц,
утка да еж,- покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на
небе, соскучились мы без него.
Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:
- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
- Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.- Кто мне спать мешает?
- Это мы - цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить - утро настало.
- Ох, ох!..- застонало солнышко.- Да как мне на небо
выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и
заблестеть не смогу...
Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать.
А сорока - полотенцем вытирать.
А еж давай колючей щетинкой начищать.
А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо - чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.
А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цыплята или нет?
Обсуждение сказки. Попросите детей
рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к
нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова "и всюду стало светло
и тепло".
2. Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит "весь день оно трудилось"?
Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю
И устало -
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди,
У солнца сон - минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось.
3. Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение К. Чуковского "Краденое солнце".
Рисование, литература, музыка
Прочитайте детям стихотворение Ю. Марцинкявичуса
"Рисунок", сопроводив чтение в качестве фона тихой, грустной музыкой.
Хорошо, если погода за окном в день рисования соответствует настроению
стихотворения. Подберите картину, отражающую описанный автором пейзаж,
обсудите настроение, какое оно вызывает. Затем предложите детям
нарисовать "в альбоме солнце и березы", чтобы и в вашем доме в морозы
появилось лето. Сравните "настроение" детских рисунков с "настроением"
картины, которую вы показывали в начале занятия.
Ю. Марцинкявичус Рисунок
Тихо кружат в мокрой чаще
Листья друг за другом,
И все дольше,
И все чаще
Дождь висит над лугом.
Потемнели лес и нивы,
И темны поляны,
И плывут,
Плывут лениво
Сизые туманы...
Нарисую я в альбоме
Солнце и березы -
Вот и будет
В нашем доме
Лето жить в морозы! |