Уважаемые родители и педагоги!
Угадать подходящее время для начала учения довольно
трудно и, конечно, это дело практики. Современные учёные считают, что навыки
чтения наилучшим образом формируются от 5 до 8 лет.
Одно из наиболее распространённых родительских
заблуждений состоит в мнении, что, если ребёнок может читать слова и
предложения на первых страницах букваря, писать печатными буквами и
рассказывать по картинке, то он готов к школе. Это заблуждение усугубляется ещё
и тем, что при записи ребёнка в школу проверяются, прежде всего,
навыки чтения. У многих родителей создаётся ложное представление о том, что
умение бегло читать - это главная гарантия дальнейших школьных успехов. На
самом деле важна не техника чтения сама по себе (это часто просто механический
навык), а то, насколько осмысленно ребенок читает. На нашем сайте предложена
система развивающих заданий, выполняя которые ребёнок будет не только читать,
т.е. соединять буквы в слова, слова в предложения, предложения в тексты, - но и
размышлять, делать выводы, сравнивать, объяснять... А это лучше всякого
психологического теста покажет вам, что ребёнок читает «с умом».
Внимание! Обычно в текстах для первоначального чтения
слова разделяются на слоги чёрточками или лигами (дугами), - так ребенку на
первых порах легче читать. Но такой метод может надолго задержать ребёнка на
этапе слогового чтения. На нашем сайте предложен другой способ - все чётные
слоги (второй, четвёртый) каждого слова выделены полужирным шрифтом. При этом
слова условно делятся на части, но не разбиваются на отдельные фрагменты.
Тексты с «дырками»
«Ну, вот!» - скажете вы. - «Даже тексты для детского
чтения, и те с дырками!» Не волнуйтесь,
это не дефект учебного издания, а специальный педагогический приём для
повышения у ребёнка интереса к чтению. Сначала он прочтёт цельный текст, а
затем такой же текст, но с «дырками» - т.е. с пропущенными словами или частями
рассказа, припоминая их и вставляя, поразмыслив, в нужном месте.
Как заниматься?
Предлагаемый подход к обучению чтению основан на основных
принципах дидактики:
во-первых,
обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было
интересно и, по возможности, весело (увлекательно);
во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы
ребёнок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания
зависит сюжет (содержание) рассказа (это делает чтение осмысленным);
в-третьих,
выполнение заданий желательно сопровождать практическими
действиями (поиск слов или частей текста, их систематизация, проведение линий,
написание цифр), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы,
помогает дольше удерживать
внимание и не отвлекаться от процесса чтения.
Таким
образом, каждое задание превращается
в увлекательный поиск, где чтение необходимо для достижения
сюжетно-игрового результата. Ребенок читает, рассматривает картинки, старается
осмыслить и пересказать прочитанный текст, отвечает на вопросы.
Такие занятия предусматривают совместную работу взрослого
и ребёнка, т.к. маленькие дети ещё не готовы к самостоятельному обучению.
Задача взрослого - объяснить задание, следить за ходом
выполнения и, если возникнет необходимость, незаметно для ребёнка вносить
коррективы. Однако по мере освоения ребёнком навыка чтения следует
предоставлять ему больше самостоятельности. В этом случае роль взрослого
ограничивается объяснением условий задания и его проверкой после выполнения.
Внимание значимого взрослого для ребёнка дошкольного возраста является одним из
мотивов обучения. Можно использовать следующий прием: ставить «оценки» -
рисовать на листе с выполненным заданием звёздочку или весёлую рожицу.
|