Приступая к учению ребенка, надобно иметь о
виду, ЧТО
ДИТЯ, независимо от учения, развивается с каждым днём, и
развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего
дитяти приносят более перемен а его душевном и телесном организме, чем
потом целый год в возрасте от 0 до 5 лет.
К.Д.Ушинский Уважаемые родители и педагоги!
Угадать подходящее время для начала учения довольно
трудно и, конечно,
это дело практики. Ушинский полагал, что лучше начать учение несколько
позднее, чем несколько раньше. Современные учёные считают, что навыки чтения
наилучшим образом формируются от 5 до 8 лет. Если вы спохватились, что чадо не в состоянии
нормально читать, когда ему исполнилось 9-10 лет потребуется уже два часа
ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста. (!)
Одно из наиболее распространённых родительских
заблуждений состоит в мнении, что если ребёнок может читать слова и предложения
на первых страницах букваря» писать печатными буквами и рассказывать по
картинке, то он готов к школе. На самом деле важна не техника чтения сама по
себе (это часто просто механический навык), а то, насколько осмысленно ребёнок
читает. На нашем сайте предложена система развивающих заданий, выполняя которые
ребёнок будет не только читать - т.е. соединять буквы в слова, слова в
предложения, предложения в тексты, - но и размышлять, делать выводы,
сравнивать, объяснять... А это лучше всякого психологического теста покажет вам,
что ребёнок читает «с умом».
Внимание! Обычно в текстах для первоначального чтения
слова разделяются на слоги чёрточками или лигами (дугами):
• так ребенку на
первых порах легче читать. Но такой метод может надолго задержать ребенка на
этапе слогового чтения. Мы предлагаем другой способ
• все чётные слоги (второй, четвертый) каждого слова
выделены полужирным шрифтом. При этом слова условно делятся на части, но не
разбиваются на отдельные фрагменты.
Тексты с «хвостами» о животных
Почему и как это - тексты с «хвостами»? Очень просто.
Почти у всех животных есть хвосты. На нашем сайте собраны рассказы о животных.
В текстах и предложениях тоже есть «хвосты», т.е. концовки. А в нашей книжке
эти «хвосты» перепутались или потерялись. Поэтому будет очень интересно навести
порядок» - соединить начала и концовки предложений или сочинить свои «хвостики».
Для отработки навыков осмысленного беглого чтения и
развития связной речи предложена система заданий:
расставить предложения или части текста в правильной
последовательности; расположить рисунки по порядку;
выборочно прочитать предложение или часть текста для
ответа на вопрос;
пересказать текст по картинкам; пересказать текст по
опорным словам; составить вопросы к предложениям или к тексту; связать начала и
концовки предложений;
определить, какой рисунок лишний или неверный, объяснить
своё мнение и составить маленький рассказ по этой картинке.
Как заниматься?
В первый раз текст вы читаете вместе с ребёнком,
показывая ему образец правильного чтения слов и верного интонирования. Читайте
в темпе, удобном для ребёнка, а он пусть водит пальчиком под строчками и
проговаривает слова вместе с вами. Трудные и длинные слова читайте по слогам.
После первичного чтения текста задайте вопросы по
содержанию. Второй раз ребенок читает текст сам. Старайтесь не прерывать его,
помогайте в трудных ситуациях. Подбадривайте ребёнка, хвалите даже за самые
маленькие успехи. Если ребёнок сделал ошибку в чтении слова, произнесите его
правильно, но не заставляйте исправлять ошибку. От этого может потеряться нить
повествования и целостность восприятия текста.
Если к тексту даётся задание пронумеровать картинки по
порядку, то его как раз и нужмо выполнить после вторичного чтения, т.к. после
него ребёнок лучше осмыслит содержание. Помогите ему написать цифры, если с
этим будут трудности.
В следующий раз можно начать занятие с уже знакомого
текста, который ребёнок прочитает самостоятельно. А можно сразу читать текст с
«хвостом» - т.е. соединить начала и концовки предложений, чтобы получился
связный текст.
Составляя рассказ по серии картинок можно задавать
наводящие вопросы и просить, чтобы ребёнок отвечал на них не односложно, а
целыми предложениями.
|