Разве тексты умеют играть в прятки? Ещё как умеют! То
словечко куда-то спрячется, то два пропадут, а то и целое предложение куда-то
запропастится. Хоть ищи, хоть свищи, но, пока не найдёшь, текст не прочтёшь и
ничего не поймёшь. Ну, а на нашем сайте прячутся не слова, а слоги. Искать
пропавшие слоги немножко легче, чем слона или фразы, но от этого ещё интереснее.
Как
заниматься?
Объясните
ребенку принцип чтения текстов с «прятками»:
сначала надо прочитать обычный текст, а затем такой же текст, но с пропущенными в
некоторых словах слогами. Чтение предложений, включающих слова с пропущенными
последними слогами, - это хорошее упражнение и для формирования навыка
осмысленного чтения, и для отработки правильного употребления окончаний с целью
точной связи слов в предложении. Обратите внимание ребенка на то, что в книге есть тексты, части которых поменялись местами. Рисунки помогут ему
восстановить последовательность событий. Выполняя задание, ребенок пронумерует
сюжетные картинки (впишет цифры
в клеточки), а затем, в соответствии с логикой сюжета, пронумерует части
текста. Это тоже своего рода игра в «прятки».
После чтения каждого рассказа предлагайте вопросы и
дополнительные задания, данные нами или возникшие у вас но ходу работы
с текстами и иллюстрациями. Это поможет ребёнку осмыслить содержание рассказа,
его моральную подоплёку. Выборочное чтение - заострит внимание на важных деталях
(например, как герой выглядит, во что он одет, какая на улице погода) или
сюжетных моментах (что делал или делали, что случилось, кто кому и как помог,
почему это произошло). Если вы почувствуете, что ребенок устал, выполняет
задания с неохотой, переключите его на другое дело. Занятие без удовольствия не
приносит пользы.
Предлагаемый подход к обучению ребёнка
чтению основан на основных принципах дидактики:
во-первых, обучение должно проходить в игровой форме,
чтобы ребенку было весело и интересно учиться и узнавать новое;
во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы
ребёнок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания
зависит содержание рассказа (это делает чтение осмысленным);
в-третьих, выполнение заданий желательно сопровождать
практическими действиями (поиск слов и предложений, их систематизация,
проведение линий, написание цифр), что помогает задействовать в процессе чтения
различные анализаторы, дольше удерживать внимание.