Программное содержание. Дать
представление о лесе как сообществе множества растений и животных,
проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного
леса: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья), ярус пониже –
лиственные деревья, ели, следующий ярус – высокие кустарники и
подрастающие деревца, нижний ярус – это травы, кустарнички. Зимой этот
ярус бывает под снегом, который укрывает и согревает все, что есть на
земле и в почве. В зимнее время деревья и кустарники находятся в
состоянии покоя (не растут, не цветут), так как условия для жизни
недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким
условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами
отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода:
прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах живут
животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы
их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие
в лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила,
чтобы не нарушать жизнь хозяев. Воспитывать у детей познавательный
интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию
красоты зимнего пейзажа.
Ход экскурсии
1. В группе. Воспитатель, используя
старичка-лесовичка, объясняет цель экскурсии, говорит о лесе как о
многоярусном доме, в котором много жильцов – растений и животных.
Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не шуметь,
чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить
по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замерзшие
ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на
снегу и увидеть красивые пейзажи. 2. По дороге в лес. Воспитатель обращает внимание детей на следы
на снегу, обсуждает их происхождение. Останавливает детей в таком месте,
где лес виден издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагает
поздороваться с лесом: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращает внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждает разную высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Воспитатель обращает
внимание на деревья и кустарники, обсуждает с детьми, почему они голые, в
каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находят
ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а потому самыми
красивыми. Рассматривают иглы ели – они твердые, покрытые плотной
кожицей, им не страшен мороз.
Воспитатель предлагает детям узнать деревья
зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать трудно, поэтому лесовичок
дал специальные карточки, по которым можно узнать деревья.
Рассматривают карточки, сравнивают их с деревьями, узнают их названия.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать дерево, подойти к нему и
посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться
щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я
понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем воспитатель обращает внимание ребят
на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, – следы
животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или
кем-то брошенные шишки. Отыскивают места, где под снегом есть зеленые
травы, раскапывают, смотрят на них, обсуждают, почему они могли остаться
такими, снова закапывают, чтобы им не было холодно.
Воспитатель беседует с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Воспитатель предлагает сделать живую картинку
«Если бы я был деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько
секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают,
что они испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом: Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
С. Погореловский
5. На обратном пути. Дети
обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о
лесе. В группе педагог дает детям задание на дом: рассказать родителям
об экскурсии в лес, предлагает желающим нарисовать свои впечатления. |