Программное содержание. Сформировать
у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно
меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится
холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям:
лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и
замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и
рисункам календаря описывать события природы.
Материал. Календарь природы, загадки
об осени, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и другие стихи,
репродукции картин на тему «Золотая осень», аудиозаписи произведений П.
И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь»,
«Ноябрь»).
Ход занятия
Воспитатель, не объявляя автора и названия,
выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора!
Очей очарованье!..»). Обращает внимание детей на красоту поэтического
выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь. Говорит,
что осень кончается (идет последняя неделя ноября – последнего осеннего
месяца), скоро наступит зима. Предлагает посмотреть на три страницы
календаря и рассказать, как менялось состояние природы осенью. Примерные
вопросы к беседе: какая погода была в конце сентября? Какие были дни:
холодные или теплые; солнечные или пасмурные, дождливые; тихие или
ветреные? Как это видно из календаря? Стало теплее или холоднее?
Изменилась ли погода в ноябре? Как это видно из календаря? Как выглядели
деревья и кусты в сентябре, октябре, ноябре? Как менялся покров земли
осенью? Что стало осенью с насекомыми? Почему они есть на календаре в
сентябре и нет в ноябре? Что происходило осенью с птицами? Какие птицы
изображены на страницах нашего календаря? Какие из них перелетные, какие
зимующие?
Педагог напоминает, что осень – красивое
время года, предлагает всем вспомнить листопад, осенние цветы, клумбы,
фрукты и овощи в вазах и корзинах. Рассказывает, что осень вдохновляет
людей писать стихи, музыку, картины. Поэт А. С. Пушкин любил осень, у
него создавалось поэтическое настроение и рождались красивые стихи.
Воспитатель (или ребенок) еще раз читает стихотворение «Осень», стихи
других поэтов.
Воспитатель продолжает рассказ: под
впечатлением красоты осени П. И. Чайковский написал музыку на тему
каждого осеннего месяца. Дети слушают аудиозапись произведения
«Сентябрь». Затем педагог предлагает всем пройти на выставку осеннего
пейзажа (репродукции на тему осени заранее развешаны в другом помещении:
раздевалке, спальне). Дети рассматривают картины, делятся
впечатлениями; воспитатель называет художников, названия картин.
Одновременно звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
В последней части занятия воспитатель
предлагает детям сделать красочный рисунок на тему осени. Ребята рисуют
под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь». |