Программное содержание. Уточнить
представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются
для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура).
Показать, что в разных местах условия разные: есть территории, где жить
легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная погода), но есть
горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень
холодные и очень жаркие места, где жить трудно; человек, растения и
животные приспособились жить почти везде. Воспитывать чувство гордости
за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и
является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать
желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить
добрые намерения в рисунке.
Материал. Глобус (или большая
физическая карта полушарий); картины (или слайды, видеофильм) с
изображением разных зон Земли – тундры, Арктики или Антарктики, пустыни,
горной местности, леса; материал для изобразительной деятельности;
клей; бумага для рисования детей (размером 6x10 см и разного цветового
фона); ватман с изображением Земли в космическом пространстве: в
середине белый круг (диаметр 25 см), разлинованный для ровного написания
слов, вокруг голубая атмосфера планеты (2—3 см), переходящая в
фиолетовый цвет космоса; кукла-инопланетянин; коробка с маленькими
голубыми бумажными звездочками.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель сообщает,
что в детском саду опять появился инопланетянин, который узнал, что дети
готовятся отмечать День Земли. Кто-то из взрослых приносит
куклу-инопланетянина и коробку со звездочками, кукла здоровается с
детьми. Воспитатель, устроив ее возле себя, выясняет, что в коробке,
зачем нужны звездочки. Кукла поясняет, что этими небесными звездочками
надо награждать детей, которые правильно отвечают на вопросы. Далее
воспитатель ведет диалог с детьми и куклой. Говорит, что скоро будет
праздник Земли, спрашивает у ребят, почему наша планета уникальна
(единственная в Солнечной системе, где есть жизнь). Предлагает
посмотреть, какие разные места и условия есть на Земле и как там живут
растения, животные и люди. Воспитатель ставит глобус (или вешает
карту), расставляет картины с изображением разных зон. Обсуждает с
детьми общие условия для жизни на планете, каждый раз соотнося место на
глобусе с картиной. Задает следующие вопросы (за правильные ответы дает
звездочки):
1. Есть ли на Земле воздух? Где он
находится? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку планеты –
атмосферу. Уточняет, что воздух есть в любых ее местах – указывает на
картины.) Кому нужен воздух для дыхания? (Растениям, животным и
человеку. Дети демонстрируют инопланетянину, как они дышат.)
2. Есть ли на Земле пресная вода? Где она
находится? (Педагог и дети показывают на глобусе реки и озера.) Кому
нужна вода для жизни? (Воспитатель показывает кукле воду в стакане,
предлагает попробовать ее, поясняет, что на Земле есть разные места: в
пустынях (указывает на картину) мало воды, там трудно жить всем;
в местах, где текут реки, пресной воды много, там всем жить легко
(указывает на картину с лесом), а в океанах и морях хотя воды и много
(показ на глобусе), но она не пригодна для питья, потому что она
горько-соленая.)
3. Есть ли на Земле пища для людей,
животных и растений? Что едят люди, животные? Чем питаются растения?
(Педагог уточняет и исправляет ответы детей, делает акцент на том, что
на Земле все живые существа находят для себя питание.)
4. Тепло или холодно на нашей планете? В
каких местах Земли особенно холодно? (Показ на глобусе полярных зон,
картин с их изображением.) Кто там живет? Как приспособились к холодной
погоде животные, люди, растения? (Педагог обращает внимание детей на
картины с изображением Арктики, Антарктики, уточняет ответы.) В каких
местах очень жарко? Как там живут растения и животные? (Демонстрируется
пустыня.) В каких местах бывает умеренная погода – не очень жарко и не
очень холодно? (Дети рассказывают кукле, как они одеваются в холод и в
жару.)
Воспитатель коротко подводит итог: «Земля –
единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для
жизни растений, животных и людей. Такой жизни, как на Земле, нет ни на
Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Венере и Меркурии (там
очень жарко). Земля – самая прекрасная планета! Все люди должны ее
любить и беречь».
2-я часть. Воспитатель ставит на
пол глобус. Дети вместе с куклой образуют круг, водят хоровод, поют (или
слушают в аудиозаписи) песню про землю (любую по усмотрению
музыкального руководителя). Затем воспитатель говорит, что люди
придумали много поговорок про землю, потому что любят ее. Произносит
некоторые поговорки и просит ребят пояснить их: «Кто мать сыру-землю
любит, тот голоден не будет»; «Земля кормит людей, как мать детей»; «Не
та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет».
Про последнюю поговорку воспитатель
говорит, что ее придумали давно и она уже устарела. Сейчас люди любят
всякую землю – и где медведи живут (то есть дикие места), и
сельскохозяйственные угодья, где живут куры и другие домашние животные.
3-я часть. Дети садятся,
воспитатель просит их придумать хорошие слова-пожелания для Земли – ведь
у нее скоро день рождения. Дети говорят, педагог помогает им,
записывает 3—4 высказывания в черновик. Затем показывает ребятам ватман с
изображением контура Земли, поясняет, что в кругу будут красиво
написаны их слова, а вокруг планеты разместятся их рисунки-пожелания с
изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы,
грибы, деревья, травы, ягоды, птицы, бабочки и т. д.). Воспитатель
предлагает каждому ребенку бумагу, на которой он может выполнить
рисунок. Вместе с инопланетянином ходит, уточняет, что дети рисуют,
помогает им.
В свободное время воспитатель с детьми
наклеивает рисунки на ватман, сам переписывает их пожелания. Плакат
вывешивают в раздевалке в День Земли на обозрение родителей и гостей. |