ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить,
уточнить знания детей о воздухе; закрепить
элементарные представления об источниках
загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха
для нашего здоровья, о некоторых правилах
экологической безопасности. Развивать, мышление,
память, речь, интерес к познавательной
деятельности, высказывать предположение, мнение,
обосновывать его. Вызвать интерес к совместному
выполнению заданий, создать доброжелательный
настрой. Воспитывать у детей бережное отношение
к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: эмблемы
/воздушные шары синего, зеленого, красного цвета/
по количеству детей, схема расположения
оборудования в группе, 6
стаканов, 3 бумажные салфетки, аквариум с водой, 3
целлофановых мешка, ком земли, кусочек кирпича,
губка, мольберт, выставка рисунков на тему "Как
человек использует воздух", магнитофон,
грамзапись "Гроза" Вивальди, цифры 1,2,3 на
подставках, пирамидки по количеству детей, чашка
с водой, банка с водой, 2 рисунка: чистый город,
загрязненный город, цветные карандаши, альбомные
листы, медали.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение серии
занятий о воздухе, элементарных опытов с целью
знакомства со свойствами воздуха,
прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий,
рисование на тему ''Как человек использует
воздух", заучивание стихов о ветре, чтение
сказов.
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята, скажите, чего в комнате
не видно?
Дети: Воздуха.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? /Он
невидим, прозрачный, бесцветный /.
Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что
в комнате находится воздух? /Если бы не было
воздуха, мы не смогли бы дышать/.
- Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а
они работают в лабораториях. У нас тоже работает
три лаборатории. Нам нужно разделиться на три
группы, подумайте, как лучше это сделать. /По
эмблемам/.
- Разделились? Молодцы!
Перед учеными стоит такая задача: постараться в
своей лаборатории с помощью опытов обнаружить
воздух, а затем - это доказать.
Прошу исследователей воздуха пройти в свои
лаборатории /Дети расходятся, садятся за столы,
проводят опыты с воздухом, используя
приготовленное оборудование и материал/.
Воспитатель: Итак, начинаем заседание
ученого совета. О своем открытии расскажут
ученые лаборатории №1.
Ребенок: - Мы взяли стакан и на дно его
положили бумажную салфетку, затем, повернув
стакан отверстием вниз, резко его опустили в
аквариум с водой, а потом быстро его вынули из
воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Это доказывает, что в стакане находился воздух,
который не пустил воду в стакан. А раз воды нет,
значит, она намочить салфетку не может.
Воспитатель: - Есть у кого-то другие мнения?
Поздравляю вас с открытием!
Слушаем лабораторию № 2.
Ребенок: - Мы взяли целлофановый мешочек и
начали его скручивать со стороны отверстия. Но
мере скручивания мы увидели, что он надувается,
становится выпуклым. Это доказывает, что в
мешочке находится воздух, который и раздувает
мешочек.
Воспитатель: - Есть другие мнения? Что ж,
поздравляем и вас с открытием!
Воспитатель: - Слушаем ученых лаборатории №
3.
Ребенок: - Мы взяли ком земли, кусочек
кирпича, губку и все это опустили в воду. Мы
заметили, что в воде появились пузырьки воздуха.
Это доказывает что в земле, в кирпиче, в губке
находится воздух.
Воспитатель: - Есть другие мнения?
Поздравляем вас с открытием!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы доказали,
что воздух всюду находится вокруг нас.
Ребята, подойдите к выставке рисунков.
Посмотрите и скажите, как люди используют воздух?
/Ответы детей/.
Воспитатель: - Сейчас закройте глаза,
послушайте музыку, /звучит грамзапись
"Гроза" Вивальди/ и скажите, что она вам
напомнила? /Дождь, гром, ветер/.
Воспитатель: - Откуда взялся дождь? /Это
ветер пригнал тучи/.
Воспитатель: - Что такое ветер? /Это движение
воздуха/.
Воспитатель: - Покажите ладонью, как можно
почувствовать ветер. /Дети ладонью машут перед
лицом /.
Воспитатель: - Что вы при этом ощущаете?
/Прохладу, свежесть/
Воспитатель: - Ветер в сказках наделялся
волшебной силой, его сравнивали с богатырем,
ласково называли озорником, часто обращались за
помощью именно к ветру. Как вы думаете, почему?
/Потому, что ветер может быстро летать по всему
свету, может заглянуть в любой уголок земли/.
Воспитатель: - Давайте вспомним стихи
поэтов о ветре / Дети читают стихи А.С.Пушкина
"Ветер по морю гуляет", "Ветер, ветер, ты
могуч!" А.Орлова "Ветер-пастушок"/.
Воспитатель: - Ребята, а ветер для человека
хорошо или плохо?
Воспитатель: - Чем хорошо? /Плавают парусные
лодки, люди летают на дельтаплане и т.д./
Воспитатель: - Чем плохо? Докажите свой
ответ /Проводится игра "Хорошо-плохо"/.
Воспитатель: - Вы очень много знаете о
воздухе, давайте проведем конкурс знатоков среди
ученых. Прошу ученых навести порядок в
лабораториях и занять свои места за столами. /
Дети наводят порядок на столах, убирают все на
отдельный стол, садятся/.
Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс
знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать
вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во
время ответа нельзя перебивать товарища, можно
что-то добавить, если ответ был не полным. За
каждый правильный ответ участник получает по
фишке-кольцу на свою пирамидку.
Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке
главная героиня прилетела и улетала с попутным
ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П.Л.
Треверса/.
Воспитатель: - Второй вопрос. Какие
сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч,
Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов,
к которым прилетела Дюймовочка, она тоже
получила такие крылья и т.д./
Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с
ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как
можно больше неточностей, объясните свою точку
зрения. Рассказ известного путешественника
барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном
корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш
замечательный корабль на всех парусах плыл к
далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.
Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с
вопросом.
"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и
любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя
закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого
двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда
посадил?"
Воспитатель: - Кто действительно посадил
туда одуванчик? /Ветер/
Воспитатель: - Как туда он мог попасть?
Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще
растения с летающими семенами вы знаете? /Береза,
клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа,
камыш/.
Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с
вопросом,
"Однажды туристы собрались в поход. Один из
них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он
наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться
до вершины! Там, наверное, столько бабочек,
стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не
видел!" - думал он. Но чем выше и выше
поднимались туристы, бабочек и стрекоз
становилось все меньше и меньше. Да и те, которые
были, в основном, ползали по земле, а не летали. На
самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился
Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут
здесь необыкновенные бабочки и жучки?
/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее
становится ветер. При сильном ветре насекомые не
могут летать, ветер их сдувает и уносит/.
Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите
наука, который использует воздух для
строительства своего "дома”? /Паук-водолаз;
паук-серебрянка/.
Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему
растение "перекати-поле" назвали именно так.
/Потому что ветер может оторвать от земли это
растение, и долго-долго катать по полю, словно
колобок/.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами проводили
опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили
на окно около балкона. В банку тоже набрали
чистой воды и поставили ее на участок около
забора со стороны дороги. Давайте посмотрим, что
же стало с водой за выходные дни? /Она стала
грязной/.
Воспитатель: - Почему? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Какая вода чище?
Воспитатель: - Верно, у нас в группе воздух
сравнительно чище, чем у дороги.
Назовите еще места, где может быть грязный
воздух, которым опасно дышать. /Около заводов,
рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей,
у дороги, где проезжает много машин, около свалок
мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и
т.д./
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти
рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы
жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый
город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д.,
другой - заводская труба дымит, все заволокло
дымом и т.д. /Ответы детей/.
Воспитатель: - Сейчас Аня прочитает
стихотворение.
Ребенок: - Давайте будем беречь планету.
Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"
Воспитатель: - Вы маленькие и не можете
сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не
было огромных свалок, но позаботиться о своем
здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у
гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не
совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный
день и т.д./
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас подведем
итог, посчитаем у кого на пирамидке больше колец .
/Дети считают кольца, на пирамидках/.
Воспитатель: - Давайте все поздравим
победителя и порадуемся за него.
Воспитатель: - Ребята, вы довольны своей
игрой? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Вот если бы ваше настроение
оценивалось бы оценкой от 1 до 10, какую бы оценку
вы выбрали бы себе? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Спасибо за игру, сегодняшней
игрой вы доказали, что являетесь настоящими
знатоками.
Воспитатель: - Ребята, вы столько много
знаете, а вот младшие дети этого еще не знают, так
давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки,
которые помогут малышам научиться беречь свое
здоровье, а после сна им подарим и расскажем. Я
придумала вот такой знак: не гуляй у дороги. А вы
придумайте свои. /Дети в свободное время рисуют
специальные знаки, предупреждающие об опасности
дышать загрязненным воздухом/. |