Цели:
- Обобщить представление детей о моллюсках, как
обитателях рек и озёр.
- Учить классифицировать ракушки моллюсков по
месту обитания (речные морские), по строению
раковин (двухстворчатые, завитые).
- Воспитывать умение видеть красоту ракушек,
наслаждаться ею, выражать свои чувства в речи.
- Развивать творческое воображение.
- Прививать интерес к коллекционированию.
Структура и методические приёмы:
Звучит музыка "Шум моря”.
Вы хотите побывать в морском царстве? Давайте
заглянем под волну.
Сенсорное исследование раковин.
Открывается голубая вуаль, а там различные
ракушки.
Воспитатель вместе с детьми любуется красотой
ракушек, отмечает необычность их формы, окраски,
рисунка и т.д.
Как по-другому можно назвать ракушку? (Раковина,
домик, укрытие, панцирь)
Чей это домик? Кто жил в нём?
Когда раковину можно взять в руки? (Только
убедившись, что в ней никто не живет). Правило
коллекционера: для живого это важнее!
А вы знаете, что большие раковины называют
поющими? Закройте глаза и послушайте, о чем поют
ракушки (детям предлагают взять большие раковины
и послушать).
Что вы слышите?
Чтение отрывка из стихотворения Р. Сефа
"Алло! Это море?”.
Алло!
Это море?
Вы слышите
Черное море меня?
Ракушку я взял
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я Вас узнаю
- В этой гулкой
Ракушке,
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Сравнение и описание раковин по модели:
название (если знаком), величина, форма, окраска,
завитки, рисунок. Вы послушали, как замечательно
они поют, а теперь возьмите две понравившиеся
раковины, посмотрите на них внимательно и
расскажите о них, чем они вам понравились.
Путешествие по ленте времени.
Как вы думаете, давно ли они появились на Земле?
Это очень древние животные, которые появились
на Земле много-много лет назад. Чтобы вы поняли,
как давно это было, отправимся в то далекое время
по ленте времени.
(Лента времени разложена по спирали в виде
завитков ракушки.)
Дети передвигаются по завиткам ленты от нашего
времени до эры появления ракушек.
Затем возвращаются обратно.
А как в наше время люди узнают, что было в те
далекие времена?
Знакомство детей с коллекцией аммонитов
Ульяновской области.
Отпечатки древних раковин геологи находят
недалеко от г. Ульяновска (Ундоры Сенгилей)
Обследование аммонитов.
Какие они были раньше? (Обследование камней,
отпечатков раковин.)
Какой рисунок у камней? Проведите пальчиком по
рисунку.
Давайте, восстановим древние раковины. Это
можно сделать с помощью пластилина.
Из цветного пластилина дети делают слепок
древней раковины. Все слепки выкладывают на
поднос. И в море все раковины такие разные!
(Воспитатель вносит раковины речных и морских
моллюсков.) Давайте посмотрим, как правильно
составить коллекцию раковин.
Просмотр части видео фильма "Моллюски”
"Коллекции профессора Виноградова”
Составление коллекции раковин. Профессор
Виноградов познакомил нас с правилами
составления коллекции раковин. А теперь мы с вами
составим нашу коллекцию раковин моллюсков:
– речные - морские
– двустворчатые - завитые
Дети самостоятельно определяют названия
раковин, раскладывают, приклеивают этикетки.
Незнакомые раковины определяют (доступные) по
каталогу-определителю "Моллюски” (ципрея,
мурекс, береговая улитка (стромбус), гребешки,
винт и др.)
Замечательная у нас получилась коллекция.
Вечером вы покажите ее родителям.
Задание: Вы можете собрать собственную
коллекцию на берегу рек. Это весьма полезное и
увлекательное занятие. Раковины – это
уникальный, дидактический, достаточно прочный
раздаточный материал для наблюдения,
экспериментирования, сравнения, классификации,
игры, конструирования и ручного художественного
труда. Это удобный счетный материал.
Рекомендации родителям:
Редкие предметы в природе так же пленительно
прекрасны, как раковины моллюсков. Ни один
скульптор не достигнет сложности форм и рисунков
раковин, которые бывают столь малы, что
необходимо увеличительное стекло, чтобы оценить
всю их красоту.
Ракушки встречаются во всех океанах мира от
полярных регионов до тропиков, и редкий пляж
обходится без нескольких раковин на границе
воды. Поэтому у людей появилась возможность их
собирать и составлять интересные коллекции.
Редкие и особенно красивые виды раковин
ценятся очень высоко, они использовались как
украшения, имели религиозное и ритуальное
значение, до сих пор являются важным источником
пищи для народов, заменяют деньги.
Коллекционирование раковин даёт возможность
изучать виды из разных уголков мира. Но из-за
ограниченного количества этих видов на
любителях лежит огромная ответственность за
сохранение ракушек.
Никогда нельзя забывать, что раковина — это дом
живого существа.
Если раковина подобрана на пляже, то,
разумеется, моллюск, живший там некогда, её
покинул, но если в раковине всё ещё живёт
создавший её организм, то коллекционер обязан
серьёзно задуматься над тем, кому она нужна
больше.
Пусть ваше желание добавить ещё одну раковину к
коллекции не станет важнее сохранения жизни
существа внутри её.
Ракушки можно использовать как материал для
конструирования.
Попробуйте выложить из ракушек со своим
ребёнком на разных фонах:
рыбку, собачку, черепашку, замок.
Поиграйте в "прятки”. Подберите фон для
ракушки:
а) Где будет она незаметна;
б) На каком фоне она необыкновенно красива.
Разложите раковины в ряд:
а) От самой маленькой до самой большой;
б) От светлой до тёмной.
Игра — воображение "На что похоже?”
Обведи пальчиком завитки, посчитай сколько их.
Изготовьте с детьми музыкальные инструменты из
ракушек, поиграйте под музыку:
а) Пересыпайте мелкие раковины из ладошки в
ладошку;
б) Музыкальные бусы;
с) Погремушки (положите ракушки в железную и
пластмассовую баночки и сравните эти звуки).
|