Цель. Познакомить детей с тем, что
оба растения – лекарственные, полезные травы. Крупные листья
мать-и-мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при
кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые
листья иногда употребляют в салат. Одуванчиков очень много, потому что
их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой
земле. Одуванчики служат пищей многим животным: цветы, листья охотно
едят кролики, морские свинки, семена клюют птицы. Семена можно
заготовить для зимней подкормки птиц, если собрать их с закрытых
одуванчиков, на которых желтые лепестки уже увяли, а пушистый шарик
парашютиков еще не раскрылся.
Во время наблюдения дети собирают букеты
листьев мать-и-мачехи для высушивания (если участок расположен на
экологически чистой территории), заготавливают семена одуванчиков,
наблюдают полет парашютиков.
На этой неделе целесообразно провести
заключительное собеседование: рассмотреть книжки-самоделки, созданные
воспитателем и детьми по рассказам из книги «Экология в картинках»,
вспомнить их содержание, поделиться впечатлениями о
рисунках-иллюстрациях. В таком разговоре надо использовать «Панораму
добрых дел» – еще раз поговорить с детьми обо всем хорошем, что они
сделали в течение года. Задушевная беседа поможет ребятам сохранить
сложившуюся традицию хорошего отношения к природе и продолжить ее в
школе. В такой беседе вполне может участвовать добрая фея.
В летнее время (особенно в июне, когда
детей в группе еще много) воспитатель проводит во время прогулок игры с
водой, песком, солнечными лучами, проводит разные опыты, наблюдения:
выносит на улицу лупы (дети рассматривают капли воды, их испарение на
солнце, песчинки, комочки земли, глины), зеркала небольшого размера
(например, старые пудреницы), показывает детям, как наводить зайчиков. В
разговоре воспитатель поясняет: солнечный свет распространяется прямыми
лучами, зайчик – это луч солнца, отраженный в зеркале. Чтобы попасть
лучом в нужное место, надо специально его наводить. Педагог проводит
игры «Найди лучом… (окно, игрушку, дерево и т. д.)», «Нарисуй зайчиком
круг, треугольник, квадрат». Спрашивает у ребят, можно ли так играть в
пасмурную погоду. Воспитатель выносит на улицу камни, дети собирают их в
разных местах, все вместе рассматривают и выкладывают из них фигуры на
влажном и ровном песке. Проводится конкурс «Рисунок на асфальте» (две
команды рисуют мелом и углем). |