Программное содержание. Дать детям
первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли,
песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко
идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только
засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники.
Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к
которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить
представления детей о приспособленности знакомых им животных: белого
медведя, крота, лягушки, рыб.
Материал. Книга «Экология в картинках» (рассказ «Где у саксаула листья?»), глобус, картина «Караван верблюдов».
Ход занятия
Воспитатель спрашивает у ребят, видел ли
кто-нибудь из них пустыню, бывал ли кто-то в ней. Предлагает всем
рассмотреть картину, на которой изображена большая пустыня (вывешивает
картину «Караван верблюдов»). Задает вопросы: кто изображен на картине?
Сколько верблюдов? Что они делают? Где находятся верблюды и погонщики?
Почему пустыня изображена желтой? Что растет в пустыне? Почему верблюды и
люди оказались в пустыне? Трудно ли им идти по пустыне? Почему про
верблюда говорят «пустынное животное»? Что верблюду помогает подолгу
находиться в пустыне?
Затем воспитатель читает рассказ «Где у
саксаула листья?» из книги «Экология в картинках» (до последнего
абзаца). Уточняет, как его поняли дети: просит их рассказать, как
называется дерево, растущее в пустыне, какие у него листья, чем оно
отличается от деревьев на участке детского сада.
В конце занятия воспитатель говорит о том,
что дети хорошо ознакомились с одним законом природы – первым законом
экологии; читает последний абзац рассказа, где он сформулирован.
Предлагает детям вспомнить животных, про которых они узнали из книги,
которых наблюдали в уголке природы, в лесу, и сказать, как они
приспособлены к своему месту обитания. Дети рассказывают о белом
медведе, кроте, рыбах, лягушках, а воспитатель помогает им назвать их
приспособительные признаки.
На следующий день воспитатель печатает
рассказ, а дети иллюстрируют его: рисуют саксаул, пустыню, изготавливают
самодельную книгу. |