Программное содержание. Закреплять
представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания,
передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны.
Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных
условиях.
Материал. Картины, книга
«Экология в картинках» (рассказ «Где зимуют лягушки?»), игрушечная
лягушка, кукольный стул для лягушки.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что на занятие
пришел гость – показывает игрушку лягушку. Рассказывает, что лягушонок
Кваква узнал, что ребята много знают о настоящих живых лягушках,
интересуются их жизнью и бережно относятся к этим маленьким беззащитным
животным: «Сегодня утром я обнаружила лягушонка в раздевалке, он
проквакал мне, что прискакал из соседнего детского сада, там он живет на
полке в шкафу, рядом с другими игрушками. Попросился к вам в гости. Я и
решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что
знаете о лягушках, покажете ему картины; он послушает чтение книги, а
потом поиграет с вами».
Воспитатель выставляет картины,
держит в руках лягушонка и обращается к нему: «Кваква, смотри – вот
картины. На них нарисованы лягушки, которые живут в природе. Ребята тебе
сейчас все расскажут. Тот, кто будет рассказывать, будет брать
лягушонка в руки. Дети, сначала расскажите Квакве, в каких местах
обитают лягушки. Говорить надо подробно, ясно, чтобы ему было интересно.
Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был, жил все время в
шкафу, ребята его кормили из кукольной посуды, он совсем ничего не
знает». Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, что лягушки
едят в природе, как передвигаются, как охотятся на мошек, кто на них
охотится.
Дети рассказывают, а воспитатель поясняет,
что некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это
неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают множество
комаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует
ловить, обижать.
Затем ребята рассказывают, как появляются
из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми
лягушками. Воспитатель говорит: «Кваква, дети тебе хорошо рассказали о
том, как живые лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое
время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой,
когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про
это узнать. Мы сейчас прочитаем третий рассказ из книги „Экология в
картинках" – „Где зимуют лягушки?"».
Воспитатель сажает лягушонка на кукольный
стул, предлагает ему внимательно слушать. Читает рассказ медленно,
выразительно. Затем задает детям вопросы: как зимуют лягушки? Почему они
не могут жить зимой на земле?
Далее педагог говорит: «Лягушонок, ты
теперь знаешь много: услышал рассказы ребят, чтение книги, увидел
картины. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо
бережно относиться. Иди поиграй с ними. Дети, через некоторое время у
нас будет еще одно занятие, посвященное лягушкам. Вы узнаете, что в
болоте живут не только лягушки, но и другие живые существа, и они все
нужны друг другу».
На следующий день педагог печатает рассказ, просит детей нарисовать иллюстрации к нему, все вместе изготавливают книгу.
В конце недели детям предлагается домашнее
задание: в выходные дни, выезжая с родителями в лес (например, за
грибами), поискать лягушек, обратить внимание на их окраску, посмотреть,
как они скачут по земле, среди каких растений встретились, есть ли в
этом месте водоем. |