Программное содержание. Уточнить
представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи
растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного
звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке
чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди
неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
Материал. Фланелеграф, контурные
изображения лесных цепочек питания; рассказы «Взрыв без шума», «Что
делать с кроликами?» из книги «Экология в картинках»; игрушечный зайчик,
глобус.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель предлагает
детям вспомнить, кто что поедает в лесу, кто на кого нападает. Все
вместе выстраивают цепочку питания на фланелеграфе. Игрушечный заяц
наблюдает эту процедуру, удивляется.
Воспитатель говорит: «Все звенья в цепочке
ровные – это значит, что всем в лесу хватает питания, никто не остается
голодным. Это называется „равновесие в природе". Но так бывает не
всегда. Иногда отдельные звенья меняются: становятся очень большими или
очень маленькими. Равновесие нарушается: для кого-то еды очень много, а
для кого-то ее совсем не хватает. Мы сейчас разберемся, почему так
получается».
2-я часть. Чтение рассказа «Взрыв
без шума». Воспитатель читает рассказ. По ходу чтения показывает на
глобусе, где находится тундра. После чтения задает детям вопросы: где
живут лемминги? На кого они похожи? Чем они питаются? Почему их иногда
становится очень много? Если их много, почему они куда-то бегут? Как
восстанавливается равновесие в природе?
3-я часть. Воспитатель читает
следующий рассказ – «Что делать с кроликами?» По ходу чтения показывает
на глобусе Австралию. (Зайчик заинтересовался страной, так как речь шла о
кроликах, которые ему знакомы.) После чтения уточняет понимание
рассказа детьми: где находится Австралия? Какие необычные животные (у
которых на животе сумка) живут в Австралии? Жили ли в Австралии раньше
дикие кролики? Как они там появились? Почему их стало очень много? Какая
от них произошла беда? Кто виноват, что в Австралии нарушилось
равновесие и произошел экологический взрыв? Можно ли перевозить животных
в новые, незнакомые места?
После занятия воспитатель организует изготовление самодельных книг по прочитанным рассказам. |