Программное содержание. Уточнить
представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их
пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу –
растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление
о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара,
подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.
Материал. Рассказ «Невидимые весы»
из книги «Экология в картинках»; картины «Зимняя подкормка диких
животных», «Лесник спасает зайцев»; фланелеграф и контурные
изображения лесных растений и животных.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель вспоминает с
детьми рассказ «Цепочки в лесу», вместе выстраивают на фланелеграфе
цепочку пищевых зависимостей обитателей леса.
Обращает внимание на наглядный образ цепочки, выстроенной на
фланелеграфе. Играет с детьми в игру «Что будет, если убрать из цепочки
какое-нибудь звено?» Дети высказывают свои предположения, за правильные
ответы получают фишки.
2-я часть. Чтение рассказа
«Невидимые весы». Воспитатель читает рассказ медленно, в нужных местах
делает пояснение или обращается к опыту детей.
3-я часть. Воспитатель рассказывает,
что за всеми лесами присматривают специальные люди – лесники. Они
хорошо знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время.
Главная задача лесников – уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут
деревья и все его обитатели.
Дети рассматривают картину «Зимняя
подкормка диких животных». Воспитатель задает вопросы: кто изображен на
картине? Что делает лесник? Зачем он привез в лес сено? Кто его будет
есть? Как устроена кормушка? Что лежит на земле около кормушки? Кому
нужны ветки деревьев?
Затем рассматривают картину «Лесник спасает
зайцев». Воспитатель рассказывает о том, что весной в разгар таяния
снегов и разлива реки лес заполняется водой. Наземным лесным обитателям
грозит опасность затопления. В это время лесники им помогают. Вопросы к
детям: кто изображен на картине? Что в лодке у лесника? Куда лесник
направляет лодку? Что будет с зайцем, если лесник его не спасет? Какого
цвета зайцы? Почему они пестрые? Что сделает лесник с зайцами?
Завершая занятие, воспитатель говорит:
«Дети, вы теперь знаете: лес – это многоэтажный дом, в котором живет
много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу,
все они нужны друг другу. Главные в лесу – деревья и другие растения:
они дают пищу и убежище многим животным. Лесники, которые работают в
лесных хозяйствах, лесничествах, заботятся о лесе: берегут его от
пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в
половодье. Про лесников мы еще будем говорить не один раз. Вы узнаете,
какие это важные для леса люди». |