Программное содержание. Уточнить
представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних
животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания,
образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов.
Уточнить признаки домашних и диких животных.
Материал. Картины с изображением
зайцев и домашних кроликов; самодельный глобус; картинки с изображением
дикого кролика; игрушечный зайчик (бибабо).
Ход занятия
Воспитатель показывает игрушечного зайчика,
сообщает, что он пришел на занятие, чтобы узнать о жизни своих
родственников: среди игрушек был разговор о том, что ребята сегодня
будут беседовать о зайцах и каких-то кроликах. «Кто такие зайцы, я знаю,
а о кроликах даже не слышал», – говорит зайчик.
Педагог выставляет картины, на которых
изображен заяц-беляк, и предлагает детям рассказать о нем игрушечному
зайчику. Направляет ход рассказа вопросами: где живут зайцы-беляки? Чем
питаются зимой, летом? Есть ли у них враги и как они от них спасаются? В
заключение уточняет: к каким животным относится заяц-беляк – домашним
или диким (уточнение ведется по признакам, которые были обозначены на
предыдущем занятии).
Затем воспитатель выставляет картины, на
которых изображены кролики. Дети рассказывают, как они живут, зачем их
разводят, и сообщают, что это совсем другое животное – домашнее, но
имеющее сходство с зайцем. Домашние кролики уже давно живут возле
человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики
бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти
зимой, как заяц.
Воспитатель берет в руки игрушку и
сообщает, что он расскажет сейчас еще об одном животном, которое тоже
называется кроликом. Все послушают и затем решат, какой же это кролик:
домашний или дикий: «В разных странах на нашей планете живут кролики: в
Северной Америке, во Франции, Испании, Италии, на Украине. (Показывает
на глобусе.) В России таких кроликов нет. Эти зверьки имеют раскосые
глаза, длинные уши, короткий хвост, прыгают на четырех лапах. Задние
намного длиннее передних. Их тело покрыто шерстью буро-землистого цвета.
По размеру они немного меньше наших зайцев. Окрас шерсти не меняют.
Живут эти кролики в степях – это такие большие пространства земли, где
растет одна трава, а леса нет. В Северной Америке такие степи называются
прериями.
Кролики живут в земле. Они роют длинные
разветвленные норы и днем из них не показываются. Выходят кормиться
только ночью. Поедают самые различные степные травы. У них много врагов –
лисы, волки, хищные птицы, в Северной Америке – койоты (волки).
Эти кролики не похожи на наших зайцев еще и
тем, что родят много крольчат. Самка-крольчиха может родить сразу 10—12
маленьких, совсем голеньких, слепых крольчат, которых она потом долго
выкармливает. Зайцы в наших лесах родят по 3—5 зайчат. Они покрыты
шерстью. Мать их покормит и убегает. Через несколько дней зайчата сами
начинают есть траву.
На степных кроликов люди издавна привыкли
охотиться. Вот о каком новом интересном животном вы узнали. И ты,
игрушечный зайчишка, теперь тоже про них знаешь.
Дети, вам осталось решить: степной кролик – это дикое животное или домашнее?»
Дети высказываются, воспитатель по той же схеме уточняет их ответы и подводит к выводу: степные кролики – это дикие животные.
В течение занятия педагог не забывает подключать к диалогу игрушечного зайчика (он высказывает несложные суждения). |