Программное содержание. Познакомить
детей с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные,
живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной
берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана;
у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит
своим молоком, затем рыбой).
Белые медведи приспособлены к жизни в
суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на
подошвах лап, – она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска
шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и
плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с
острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь
занесен в Красную книгу находится под охраной государства.
Материал. Картины; книга
«Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в
лесу?»); глобус, маленькие изображения животных: белые медведи,
обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки (по 2—3 животных каждого вида);
клей.
Ход занятия
Воспитатель напоминает о том, что дети уже
знают, как живут лягушки, как следует правильно к ним относиться.
Показывает маленькие изображения лягушек и предлагает наклеить их на
глобус в тех местах, где они обитают. Выясняет, живут ли лягушки в
Подмосковье, и наклеивает вместе с детьми изображения лягушек рядом с
Москвой. Говорит, что эти маленькие животные встречаются во многих
местах у нас в стране и на других материках планеты Земля. Сообщает, что
сегодня дети познакомятся с другими животными, предлагает
загадку-описание:
Крупный зверь, белый зверь,
Хищный зверь, сильный зверь.
(Белый медведь)
Воспитатель говорит: «Давайте начнем читать
рассказ из книги „Экология в картинках". Он называется „Почему белые
медведи не живут в лесу?" (Читает два первых абзаца.) Теперь посмотрим
картины». (Демонстрирует детям одновременно обе картины.)
Вопросы к беседе по картинам: кто изображен
на картинах? Где живут белые медведи? Что есть на Севере нашей страны?
(Ответы детей, осмотр глобуса, короткий рассказ педагога о местах
обитания медведей.) Чем кормятся медведи? Что у медведицы в зубах? Кому
она несет рыбу? Где она взяла ее? Умеют ли медведи плавать? Что помогает
им ловить рыбу? (Ответы детей, пояснение педагога о том, как медведи
охотятся на тюленей.) Что делает медведица зимой? Где она находится?
(Пояснение о полярной ночи, медвежьей берлоге, рождении медвежат.) Что
делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Пояснение о кочевке
медведей по льдинам океана.) Как растут медвежата? Что они делают? Как
медведица заботится о них? Какое время года изображено на одной картине и
на другой? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера? (После
ответов детей педагог перечисляет приспособительные признаки белых
медведей, подчеркивает, что именно эти особенности помогают выжить им в
таких тяжелых условиях.)
Дети наклеивают изображение медведей на
глобус. Затем воспитатель читает рассказ еще раз, предлагает ребятам
ответить на вопрос автора, который стоит в заголовке рассказа.
Чтение той части рассказа, которая
посвящена другим экзотическим животным, воспитатель перемежает
вопросами: где живут обезьяны? Слоны? Почему они не живут в наших лесах?
В заключение дети вместе с воспитателем прикрепляют к глобусу
изображения обезьян, слонов, крокодилов (в Африке, Южной Америке, Азии).
В свободное время дети делятся
впечатлениями от посещения зоопарка, наблюдений за экзотическими
животными. Воспитатель предлагает им дома поговорить с родителями о
животных, поискать книги с картинками про них.
На следующий день педагог печатает рассказ, просит детей проиллюстрировать его, все вместе изготавливают самодельную книгу. |