Программное содержание. Развивать у
детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни
разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий,
твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать
представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях,
поэтому их называют речными и морскими; их легко узнать: речные камни
неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда
округлой формы, гладкие – такими их сделали морские волны; камни
тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве
зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать первое представление о
ценных камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления
памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных
камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.).
Материал. Набор морских и речных
камней (на каждого ребенка) (раздаточный материал); куски мрамора и
гранита (желательно); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций
метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные
детали; несколько сувениров или женских украшений из драгоценных или
полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, большая банка с
водой.
Ход занятия
1-я часть. Каждый ребенок
рассматривает морские и речные камни, сравнивает их. Воспитатель просит
детей погладить, сжать, взвесить в руке камни; задает вопросы,
предлагает подыскать правильные и разные слова для определения свойств.
Затем воспитатель демонстрирует опыты с камнями: опускает их в банку с
водой – дети наблюдают, как они падают на дно; пытается забить гвоздь в
камень – показывает, как гвоздь согнулся (камень тверже дерева, железа).
2-я часть. Дети рассматривают
мини-выставку иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из
мрамора и гранита. Педагог обращает внимание на их красоту, показывает
куски мрамора и гранита, рассказывает, как они ценны для строительства.
3-я часть. Воспитатель показывает
сувениры, женские украшения, говорит о красоте камней, их специальной
обработке. Дает детям задание рассмотреть дома вместе с мамой ее
украшения, художественные изделия из камней, выяснить, как они
называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили. (На
следующий день во время прогулки воспитатель обсуждает с ребятами их
впечатления.)
Перед выходными воспитатель предлагает
родителям сводить детей на выставку, в художественный салон, в магазин
сувениров и показать им изделия из камней, назвать некоторые из них
(малахит, яшма, лазурит и др.). Просит их показать детям на улице
гранитные и мраморные детали в архитектурных сооружениях, какой-либо
памятник из гранита. |