Программное содержание. Уточнять и
расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных
природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать
животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания;
выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать
сначала различия, затем сходство.
Материал. Картины «Семья белых медведей», «Медвежья берлога», «Медведи весной», игрушка заяц, модель маскировки.
Примерный ход занятия
1-я часть. Вывешивается картина
«Семья белых медведей». Дети рассказывают игрушечному зайчику то, что
они знают об этих животных. Воспитатель дополняет, делая акцент на
своеобразие образа жизни животных в условиях Арктики. Затем вывешиваются картины «Медвежья
берлога» и «Медведи весной». Воспитатель обращает внимание ребят на то,
что обе они про бурого медведя (читает их названия), хотя медведи
изображены только на одной из них (этому же удивляется и зайчик). Дети
рассказывают об известных им явлениях из жизни медведя, воспитатель
поясняет и дополняет их ответы. Общими усилиями на основе зимнего и
весеннего пейзажей создается картина жизни бурого медведя в лесу в
разные сезоны.
2-я часть. Воспитатель организует
игру-соревнование, зайчика назначает помощником, просит его проставлять
очки командам – команде мальчиков и команде девочек. Задание: «Дети!
Надо сравнить белого и бурого медведей, сказать, чем они отличаются, чем
похожи. Я помогу – буду задавать вопросы, а вы рассказывайте так, чтобы
зайчику было все понятно».
Вопросы:
1. Сравните медведей по внешнему виду. Чем они отличаются друг от друга и чем похожи?
2. Сравните места обитания: где живут бурый, белый медведи?
3. Сравните пищу белого и бурого медведей.
4. Что делают медведи в зимнюю пору?
5. Сравните медвежат: чем они отличаются и чем похожи?
Воспитатель: «Дети, теперь перед вами
трудная задача – подумайте над тем, смогут ли жить медведи, если бурого
медведя отвезти на Север, в Арктику, а белого, наоборот, отвезти в лес».
Во время рассказов детей педагог иногда
обращается к игрушечному зайчонку, спрашивает у него, все ли ему
понятно, следит, чтобы он вовремя награждал команды за правильные
ответы. В нужный момент демонстрирует модель маскировки медведей в их
привычной обстановке, и наоборот. В заключение подсчитываются очки
команд. Выигравшая команда совершает круг почета. |