Программное содержание. Уточнить с
детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся
его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных –
создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние
животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в
лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо
защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять,
сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых
ситуациях).
Материал. Картины с изображением
свиньи, коровы, кабана, лося из учебно-наглядных пособий для детского
сада и начальной школы; игрушки: медведь, мышка.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель просит детей
назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи,
уточняет особенности ее жизни. Затем аналогично беседует с детьми по
картинам о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым
корова и свинья относятся к домашним животным.
2-я часть. Воспитатель предлагает
выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с
изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год.
Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в
лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: свинья в лесу жить
не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать), она светлой
окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой – на нее легко могут
напасть волки), она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама
круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе
человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.
Аналогично (по усмотрению воспитателя) можно провести сравнение лося и коровы.
3-я часть. Воспитатель делит детей
на две команды и проводит игру-соревнование «Кто даст больше правильных
ответов». Дети должны определить, какое загадано животное – домашнее или
дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди
из обеих команд; за правильный ответ дается фишка; выигрывает команда,
набравшая большее количество фишек.
Воспитатель загадывает одной команде загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
Кто это?
(Медведь)
После ответа достает игрушечного медведя,
сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему
медведь относится к диким животным.
Второй команде педагог загадывает загадку:
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?
(Мышка)
Воспитатель вносит игрушку мышку. Говорит,
что это трудная задача – определить: мышь какое животное – домашнее или
дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где живет мышка?
Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней?
Делают вывод: домовая мышь совсем не домашнее животное, а дикое, которое
хорошо приспособилось жить возле человека в его доме.
В конце занятия подсчитывают очки, называют победителей. |