Программное содержание. Формировать
обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель
воды и суши; рыбы и лягушки – быстроплавающие животные; вода плотнее
воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей
приспособлено к этому.
Материал. Большая емкость с водой; лопатки; аквариум с рыбами; картины с изображением лягушек.
Ход занятия
Воспитатель задает детям вопросы: можно ли
рыб называть водными обитателями? Что им помогает постоянно жить в воде?
Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Почему сложилась поговорка
«Чувствовать себя как рыба в воде»?
Затем дети практически испытывают свойства
воды и воздуха: делают одинаковые (размешивающие) движения руками, затем
лопатками в воздухе и в емкости с водой. Делают вывод: в воде (ее
толще) совершать действия труднее, чем в воздухе, потому что она плотнее
воздуха. Воспитатель предлагает ребятам назвать особенности строения
рыб, которые позволяют им быстро плавать в воде (вытянутое, обтекаемое
тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя, ее расположение, плавники), и
говорит, что рыб можно назвать быстроплавающими животными. Дети
наблюдают, как легко рыбы плавают в аквариуме. Затем педагог беседует с детьми о лягушке:
она приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно
сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное).
Воспитатель выясняет, может ли лягушка быстро плавать в воде, какие
особенности строения помогают ей в этом, можно ли назвать ее
быстроплавающим животным.
В последней части занятия воспитатель
проводит игру-соревнование между двумя группами детей – какая из них
даст больше правильных ответов на вопросы: чем рыбы и лягушки отличаются
друг от друга? Чем рыбы и лягушки похожи между собой?
Вечером педагог предлагает детям в домашних
условиях (в ванне) еще раз испытать плотность воды: протаскивать
игрушки, ходить в воде и пр. Дает также задание поискать книжки,
иллюстрации про разных водных животных. На следующий день в свободное
время дети обмениваются впечатлениями, рассматривают книги, иллюстрации с
изображениями новых водных обитателей, рассматривают глобус и находят
места, где живут эти обитатели. |