Программное содержание. Уточнить
представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности
Земли. (На ней есть жизнь (растения, животные, человек), потому что на
планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым
существам. Земля – это дом для всех людей, его надо любить, не
разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть
жизнь: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и
Южному полюсам) очень холодно – растений там нет, из животных
приспособились жить белые медведи, тюлени, пингвины. Люди постоянно
здесь не живут, на некоторое время сюда приезжают исследователи для
изучения погоды и природы. На Земле есть пустыни – там очень жарко,
засушливо, жить трудно – растений мало, все они колючие, из животных там
приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. На Земле много водного
пространства (океанов и морей) – там обитают киты, разные виды рыб,
человек не живет под водой, но спускается в морские глубины для
исследования. На суше есть большие пространства, покрытые лесами, – там,
среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных
местах, но там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой разнообразной
жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде
нет таких условий.)
Материал. Карта Солнечной системы;
глобус; картины с изображением Севера, пустыни, моря; шапочки или значки
с изображением разных животных, которые населяют эти пространства
Земли; пропеллер; 2—3 шапочки для детей-марсиан или две куклы, одетые
как пришельцы с других планет; ткани или ватман белого, желтого,
голубого и зеленого цветов для обозначения пространств Севера, океана,
леса, пустыни.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель демонстрирует
карту Солнечной системы, просит ребят вспомнить, что на ней изображено,
показать Солнце, планеты, Землю. Напоминает о том, что Солнце – это
звезда, планеты вращаются по орбитам вокруг него. Обращает внимание на
то, что планеты по-разному удалены от Солнца: одни расположены ближе к
нему, другие – дальше. Спрашивает у детей, какая планета больше всего
получает тепла. Поясняет, что, чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем
больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее. На Меркурии и
Венере намного жарче, чем на Земле, потому что они находятся ближе к
Солнцу. Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепла
доходит совсем мало. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что
на ней достаточно тепла, но в то же время нет невыносимой жары, какая
есть, например, на Венере, есть прохлада и холод, но и они не такие
сильные, как на более далеких планетах.
2-я часть. Воспитатель демонстрирует
глобус и рассказывает о том, что Земля – живая планета: «Дети, наша
Земля очень красива! Об этом говорили космонавты, которые видели ее из
Космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой
шар! (Воспитатель обводит глобус.) Голубой, потому что большая часть
планеты занята океанами и морями. (Показ.) Белоснежные полюсы Земли
(показ) сверкают в отражении солнечного света! Из Космоса видны и
высокие горы, и зеленые пространства лесов, например наши сибирские
леса, и желто-песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива!
Наша Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут
растения, животные и много людей. Все могут жить на планете Земля,
потому что имеются подходящие условия: не так жарко и не так холодно,
есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть чем
питаться».
Воспитатель показывает океаны и просит
ребят сказать, кто живет в их водах. Показывает леса России и просит
вспомнить, кто в них обитает. Называет и показывает Африку, выясняет,
знают ли дети, кто населяет жаркие африканские пустыни.
3-я часть. Игра «Марсиане на Земле».
В дверь кто-то стучит, воспитатель выясняет, что пришла телеграмма –
неизвестные существа прилетели на НЛО, хотят посетить детский сад,
просят помочь им устроиться на Земле. Воспитатель, познакомив ребят с
телеграммой, предлагает им изобразить животных, живущих в разных местах
планеты. Делит детей на группы: одни ребята изображают белых медведей
(это жители Арктики), другие – пингвинов, обитателей Антарктиды. Группа
ребят изображает лесных животных (бурый медведь, волк, заяц, лиса и
т. д.), еще две группы детей – обитателей пустыни (верблюд, черепаха) и
обитателей океана (кит, акула или дельфин). Воспитатель, если есть
подготовленные дети, может выделить жителей тропических лесов (слон,
обезьяна, тигр). Располагает всех детей по широкому кругу (на планете):
на противоположных местах (полюсах) – белых медведей и пингвинов, в
середине (океане) – морских обитателей, противоположно друг другу по
краям круга располагаются жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все
места (экологические ниши Земли) обозначаются картинами, цветной тканью
или бумагой, вокруг которых сосредоточиваются дети-животные.
Воспитатель просит ребят подумать о том,
что они будут рассказывать пришельцам о себе. Приводит
гостей-инопланетян, которые рассказывают, что они с Марса, там холодно,
нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому они решили
переселиться на другую планету. Полетели сначала на Венеру, но там
оказалась такая жара, что они побоялись сгореть. Решили посетить Землю –
здесь условия для жизни подходящие, не знают только, где поселиться.
Воспитатель их успокаивает: «Сейчас мы сядем на вертолет, облетим всю
Землю, планета наша замечательная: разная, красивая, мы все любим нашу
Землю. Поговорим с ее обитателями, выясним, кто как живет, а затем вы
сами выберете себе место для жизни».
Педагог прикрепляет пропеллер (или заранее
поручает ребенку роль вертолетчика) и начинает с марсианами облет Земли,
останавливаясь по очереди в каждой экологической нише. Называет ее
обитателей, просит их рассказать о месте их жизни и о том, как они
обитают в этих краях. Дети (воспитатель по мере надобности дополняет их)
рассказывают примерно следующее:
«Мы – белые медведи, всю жизнь живем на
Севере в снегах, на льду Северного Ледовитого океана. Конечно, здесь
холодно, но у нас густая теплая шерсть, даже подошвы покрыты ею. В
зимнее время мы спим в снежных берлогах, летом охотимся на рыбу в воде,
на тюленей на льдах. Белая шерсть делает нас незаметными на снегу.
Поселитесь у нас, лучше наших мест нет зимой: долгая полярная ночь,
темно, конечно, но в это время бывает полярное сияние – небо светится,
переливается разными красками – такой красоты нет ни в одном месте
Земли! А летом бывает долгий полярный день – Солнце не уходит за
горизонт, кругом ходит по небу. Светло и днем, и ночью – замечательная
пора. Оставайтесь у нас, мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу
берлогу».
«Я – бурый медведь, живу в густом лесу,
питаюсь кореньями, ягодами, муравьями, овсом, дикими грушами, медом,
ловлю в речке рыбу – это все весной да летом. Зимой же я сплю в берлоге,
которую устраиваю где-нибудь под вывороченным деревом, упавшей елью.
Сплю всю зиму, если меня никто не поднимет из берлоги. Ну, а если меня
разбудили и мне пришлось встать, то держитесь, задеру кого угодно – ведь
надо что-то есть, а что зимой найдешь? Я самый сильный в лесу, могу
неслышно подкрадываться, лазать по деревьям, это только люди в сказках
считают, что я неуклюжий. Живите со мной в лесу, в обиду вас не дам и
спать на зиму уложу в свою берлогу».
«Я – синий кит, самое большое животное на
планете, живу в просторах океана, могу плавать в любые его места, в
океане рождаются мои дети, которых я выкармливаю своим молоком. Плаваю я
легко, быстро, как рыба, потому что у меня обтекаемое, гладкое тело,
хорошо приспособленное к жизни в воде. Питаюсь я всякой морской мелочью –
рачками, мелкой рыбой и другими морскими животными: рот у меня
огромный, я его открываю и заглатываю много воды, все, что в ней
попадется, я съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики
на море можно видеть издалека, по ним китобойные флотилии узнают, где я
нахожусь, – охотятся за мной. Беда, да и только! Живите со мной, места
всем в океане хватит, я мирное животное – не смотрите, что я такой
огромный».
«Я – заяц-беляк, живу в лесу круглый год,
норы не делаю, по деревьям не лазаю, зимой в берлоге не сплю. Мне жить в
лесу очень трудно, но я приспособился: летом ем траву, листья, молодые
побеги, а вот зимой, конечно, трудновато – есть-то нечего, вот и грызу
кору деревьев да ветки с кустов, особенно люблю осину. В деревню бегаю –
там стога стоят, сено такое душистое, вкусное. Но я вам, марсиане,
должен сказать, что врагов у меня много, чуть ли не каждый норовит меня
поймать и съесть. Уж волки, лисы – это само собой, а ведь и совы, и
соколы тоже охотятся за мной. Но меня не так-то легко поймать.
Во-первых, у меня очень чуткие уши, видите, какие длинные, – все слышу
даже во сне! Глаза раскосые – все кругом вижу, всех, кто хочет ко мне
подкрасться. Во-вторых, имею маскировочную окраску шерсти, два раза в
год линяю: на зиму становлюсь белым. Вот скажите, почему я зимой белый?
(Марсиане думают и отвечают.) А летом я какой, думаете зеленый, как
трава? Нет, я серый, но меня все равно нигде не видно, если я, конечно,
затаюсь. Еще я могу петлять, следы путать, делать большие прыжки вбок,
задними ногами сильно отбиваться – лягу на спину, когда сова сверху
нападает, и бью ее ногами задними, они ведь у меня очень сильные, не зря
я скакать могу. Так что живите со мной, я вас всему научу – и
обманывать, и линять начнете». И так далее.
Воспитатель помогает всем детям-животным
рассказать о себе, назвать самые характерные особенности жизни и
условий; ведет непринужденный диалог и с обитателями планеты, и с
пришельцами, которые в итоге выбирают себе какое-то место жительства и
объясняют свой выбор. Занятие может быть дополнено музыкальным
сопровождением в соответствии с каждой экологической нишей (песнями про
пингвинов, белых медведей и других животных).
Всю атрибутику занятия и кукол-пришельцев воспитатель оставляет в группе для свободной самостоятельной игры детей. |