Программное содержание. Познакомить
детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный
эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Материал. Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображениями). Ход занятия Воспитатель
начинает занятие с вопросов: «Ребята, вы любите путешествовать? Хотите
сегодня отправиться в интересное путешествие?» Для того чтобы узнать,
куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки: Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. Висит груша — Нельзя скушать. Чудеса на потолке — Повисло солнце на шнурке. Висит она без дела днем, А ночью освещает дом.
Молодцы.
Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая
лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с
предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы
пришли! Что за предметы на столе? Дети
перечисляют предметы, лежащие на столе: лучина, свеча, керосиновая
лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники. Педагог спрашивает: «Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.) Сейчас
мы поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите,
всегда ли существовала электрическая лампочка? Конечно, нет. Как вы
думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Он разжигал в пещере
очаг, и от огня становилось светлее. А как вы думаете, человеку трудно
было ходить по улице ночью? Почему? (Ничего не видно, темно.) Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Фонари.) Нет,
фонари появились позже, а давным-давно люди придумали факелы. Вы
знаете, что такое факел? Обычно это палка с намотанной на конце
просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на
стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Затем люди придумали
лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно
лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в
подставке, а другой зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы
она лучше светила». Воспитатель
зажигает лучину; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то,
что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Спрашивает: «Такое освещение удобно? Почему? Прошли годы, и человек
придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из
пчелиного воска, бараньего сала». Педагог
показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть
фитиль, сделанный из ниток; зажигает свечу. Говорит: «Как вы думаете,
чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света.) Люди
стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились
делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы». Показывает
детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия. Спрашивает:
«Удобной была керосиновая лампа? Почему? Прошло много лет. Человек искал
новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось
электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и
сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых
светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят
настольные лампы и др.» Далее
воспитатель предлагает детям с помощью алгоритма описания предмета
рассказать об электрической лампочке: к какому миру относится –
рукотворному или природному; размер; цвет; форма; вес; материал; из
каких частей состоит; функция; назначение. |