Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. Материал. Картинки
с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и
т. п.), металлические пластинки и предметы, костюм робота (или
игрушка-робот). Ход занятия Воспитатель
показывает детям картинки, на которых изображены металлические предметы
(кастрюля, иголка, утюг и др.), и спрашивает: «Что это за предметы? Из
чего они сделаны?» Дети отвечают, а педагог дополняет, конкретизирует их
ответы: металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, острый, прочный,
твердый. Воспитатель рассказывает
детям, что существуют материалы, созданные человеком, из которых
изготавливают разные вещи, например, кастрюли, часы, окна, телевизоры,
автомобили и т. д. Объясняет, что к материалам, созданным руками
человека, относятся: металл, стекло, пластмасса, резина и др.
Напоминает, что существуют материалы природного происхождения (дерево,
глина, камень), из которых тоже изготавливают полезные предметы – столы,
стулья, посуду и др. Рассказывает, что металл – это материал, созданный
человеком, он обладает разными свойствами и качествами; посуда из
металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки,
сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам;
посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо
моется. После рассказа воспитателя о
свойствах и качествах металла в группу неожиданно входит Робот. Он
говорит, что проходил мимо, случайно услышал, что в группе рассказывают о
металле, и решил заглянуть. Воспитатель просит Робота рассказать
ребятам немного о себе. Робот сообщает, что он сделан из металла.
Раздает детям металлические пластинки, предлагает потрогать и погладить
их (дети убеждаются в том, что металл гладкий), рассказывает, что металл
может быть стойким к высоким и низким температурам. Спрашивает, какие
дети знают предметы из металла и какими свойствами и качествами может
обладать металл. Дети отвечают: металл твердый, прочный и т. д. Робот
показывает детям несколько металлических предметов, спрашивает, из чего
они сделаны. Дети определяют особенности формы, структуру поверхности
(путем ощупывания), температуру; рассматривают предметы, выделяя
характерные признаки, например металлический блеск. Воспитатель
спрашивает, что произойдет с этими предметами, если их опустить в воду
(они утонут), если оставить на солнце (нагреются, обладают
теплопроводностью), просит назвать свойства и качества металла. |