Программное содержание:
- Привлекать детей к народной русской культуре
через художественное слово, демонстрацию и
рассказы; через театрализованные представления
о русских народных промыслах; быт, регионов
России с использованием мультивидео.
- Развивать мелкую моторику пальцев детей, через
освоение простых навыков и способов народных
умельцев.
- Воспитывать нравственные качества, патриотизм,
любовь к Родине через народную мудрость (устное
народное творчество). Прививать интерес и любовь
к труду.
Оборудование:
- Деревянные игрушки: свистульки, ложки,
погремушки, матрешки, коньки и т. д;
- Тряпичные куклы: пеленашки, куклы – обереги,
животные;
- Игрушки из метала: "солдатики”, машины.
- 1 метр белой, 1 метр однотонной и 1 метр набивной
ткани, рассчитать ткань нужно так, чтобы
получилось по три комплекта на каждого участника
" мастер – класса”, и коробка с ватой для
набивки.
- Детские столики для работы, стулья на каждого
участника, народные костюмы; телевизор, BBK или
проектор, диск с фильмом о народных промыслах,
подбор музыкальных произведений для занятия.
Музыкальный зал оформлен под музей народного
промысла, где центральное место, в экспонатах,
занимает "безликая кукла”. Звучит спокойная,
волшебная музыка русских композиторов. В зал
входят воспитатель и дети.
Воспитатель:
-Здравствуйте, гости дорогие! Дети,
поздоровайтесь с гостями (дети здороваются).
Ребята, я знаю, вы, очень хотите знать, для чего мы
сюда пришли. Я угадала? Или, может быть, кто-то уже
догадался сам? (Дети рассказывают о своих
догадках). Тогда слушайте загадку:
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в
цветочек.
Упирается рука в разноцветные бока, а в нутрии
секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Она застенчива немножко
Это русская.......... (игрушка).
Сегодня дорогие мои, мы совершим путешествие
(экскурсию) в "страну Бабушкиной игрушки”. А
пока давайте посмотрим выставку и вспомним,
какие экспонаты представленные здесь вам
знакомы, что вы о них знаете.
Дети:
Велика Россия наша и талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет!
В Богородске – городке, все гуляют налегке.
На широких улицах никогда не хмурятся.
Там из липовой доски есть лекарство от тоски:
Потому, что стар и млад всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки делают себе игрушки.
Дети подходят к экспонатам и называют вид того
или иного народного творчества.
Дети:
Птица - свиристелка, звонкая поделка!
Ну – кА, ну – кА, говори, что там у тебя в нутрии?
- Верь, не верь ли, мой хороший, а в нутрии – то –
ничего,
Кроме 2-х сухих горошин и дыханья твоего.
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво, барышня, так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Воспитатель: Ребята, вы все говорили
правильно и интересно о русских игрушках
приставленных здесь. А знаете ли вы что первая
игрушка бабушки вашей, была тряпочной, сделанной
из лоскутков. Я предлагаю, сейчас всем сесть на
стульчики, и вспомнить, как создавалась "
Бабушкина игрушка”. ( Дети садятся на стульчики,
заранее приготовленные, перед телевизором, для
просмотра мультивидио).
Воспитатель: Ребята, скажите, кто
делал игрушки детям в далеком прошлом? (В далеком
прошлом игрушки делали своим детям папы и мамы,
бабушки и дедушки, тети и дяди).
- Из какого материала были сделаны, первые
игрушки? (Первые игрушки создавались из соломы,
лоскутков, деревянных поленцев, шишек, семян
растений ...).
- Что особенное было в игрушках? (Первые игрушки
не имели лица, так как игрушка считалась живой.
Если бы лицо не получилось, игрушка считалась бы
испорченной. Такая кукла могла нанести вред, не
только ребенку, но и всей семье).
- Отличались ли игрушки мальчиков, от игрушек
девочек? (Да, отличались. Игрушки девочек были
более яркие с волнистыми линиями. Игрушки
мальчиков расписывались не так ярко и в рисунках
присутствовало больше геометрических фигур).
- Хотели бы вы сами попробовать сделать такую
игрушку? (Да! Хотим!)
Воспитатель:
- Тогда, я предлагаю войти в волшебные ворота
"Страны забытых игрушек”, чтобы почувствовать
дух старины русских мастеров. Чтобы превратиться
в настоящих волшебников своего дела. А для того,
чтобы вам, не было страшно, я пойду первой. (
Воспитатель заходит за ширму, на которой
написано: " Страна забытых игрушек”. А с другой
стороны ширмы, выходит в костюме русской женщины.
За ней, по одному уходят дети, выходя из-за ширмы в
русских народных костюмах).
Дети с воспитателем садятся за столики, заранее
приготовленные в середине зала, за которыми они
будут работать над созданием куклы оберега.
Звучит спокойная музыка, пока идет творческий
процесс. Готовые работы выставляются на стенде и
анализируются детьми. Воспитатель предлагает
детям, научить гостей мастерству изготовления
"Бабушкиной игрушки”. Творческий процесс
повторяется. В конце занятия готовые игрушки
дарятся гостям.
|