Полезна игра детям 6—7 лет. К этому возрасту у них
складываются определенные представления о физических явлениях: о
движении, теплоте, температуре и т. д. Телевидение, радио, окружающий
мир – вот источники этих представлений.
Не объясняя ребенку то или иное явление, с
которым он сталкивается, о котором узнает, родители упускают отличную
возможность развить его умственные способности. Вот, к примеру, одна из
возможных игр на познание окружающего нас мира, в частности, свойств
воздуха.
Покажите ребенку пустую стеклянную банку.
Спросите, есть ли в ней что-нибудь. Скорее всего, он ответит, что банка
пустая и в ней ничего нет. Скажите ему, что он ошибается: в банке что-то
есть, но это «что-то» он не видит. А как же узнать, что в банке
все-таки это «что-то» есть?
Возьмите целлофановый мешочек, пусть ребенок
заполнит его шариками и мелкими кубиками. Обратите его внимание на то,
что если в мешочке есть что-то, то он уже не плоский, а выпуклый. Пусть
он сам убедится, что это действительно так и что именно кубики изменили
форму мешочка.
После этого освободите мешочек от шариков и
кубиков. Ребенок, конечно, считает, что мешочек стал снова пустым, в нем
ничего не осталось. Предложите ему аккуратно скрутить мешочек, зажав
отверстие. По мере того как он будет скручивать его, в нижней части он
обретет выпуклость и упругость: следовательно, в нем что-то есть, и это
«что-то» и есть воздух. Так вы и объясните ребенку, что такое воздух.
Спросите его, а был ли воздух до скручивания в
мешочке или появился, потому что его скрутили. И постарайтесь подвести
его к правильному ответу, доказав, что воздух в мешочке находился
всегда. Воспользуйтесь случаем и объясните ребенку, что воздух есть и в
якобы пустой банке, и в комнате, и на улице. Хотя он и невидим, но
обнаружить его можно повсюду. |