«Математические ребусы»
Ребенок через год идет в школу. Нужно ли научить
его к этому времени считать? Предлагаемые вашему вниманию несколько
математических игровых задач помогут ему подготовиться к школе, развить
грамотные математические представления. Эти игры рассчитаны на
концентрацию внимания и логическое мышление дошкольника, а также на
развитие памяти. Они могут по желанию быть использованы и при логических
играх с детьми 4—6 лет.
Научно доказано, что научить считать семилетнего
ребенка гораздо сложнее, чем пятилетнего. Но перед тем как играть со
своим ребенком в такие игры, вы должны доходчиво объяснить ему, как мы
измеряем вещи, как делим целое на части и как складываем части в целое.
«Чего не стало?»
Вы раскладываете на столе перед ребенком 8 разных
игрушек: башенку, матрешку, машину, юлу, мяч и т. д. Он должен
пересчитать все эти игрушки и сказать, сколько их всего. Затем ему нужно
закрыть глаза, а вы в это время прячете две игрушки. Когда ребенок
открывает глаза, игра начинается на очки. За каждый правильный ответ он
получает 3 очка, а за неправильный – у него пропадает 2 очка. Вы
начинаете задавать вопросы:
– Больше стало игрушек или меньше?
– Если меньше, то какие игрушки исчезли?
– После каких игрушек по счету они стояли?
– Перед какими игрушками по счету они стояли?
– Сколько игрушек стояло между этими двумя?
Если ваш ребенок не набрал все 15 очков, все равно похвалите его и ни в коем случае не ругайте.
«Что изменилось?»
Выложите перед ребенком в ряд 5 кружков одного
размера, но обязательно разного цвета. Пусть он запомнит, в каком
порядке лежали кружки и сколько их всего было. Когда он скажет
правильную цифру, предложите ему закрыть глаза, а вы в это время
поменяйте расположение кружков и один уберите. Открыв глаза, ребенок
должен ответить, какого цвета кружок вы убрали, и разложить все кружки в
том порядке, в каком они лежали сначала.
«Найди цифру»
Вы ударяете по столу то или иное количество раз, а
ребенок считает про себя, сколько раз вы ударили, и после этого на
пальцах показывает соответствующее число. Эту игру можно усложнить, дав
задание: «Покажи цифру на один больше или меньше», т. е. на ваши 6
ударов ребенок должен показать цифру 7. В такой простой игре могут
участвовать и 5—6 человек. Они будут одновременно показывать на пальцах
цифры – кто-то правильно, а кто-то нет. Вы говорите правильный ответ
после них. Правильно ответивший получает 3 очка, за неправильный ответ
отнимаются 2 очка. В конце игры подсчитываются очки, участник игры,
набравший больше всех очков, становится победителем.
«Какое число пропущено?»
Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с
цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот
момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять
получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой
цифры не стало и где она должна находиться.
«Исправь ошибку»
Вы ставите в два ряда две группы предметов.
Например, 7 яблок – в первый ряд, а рядом цифра 8; 8 груш – во второй
ряд, а рядом цифра 7. Фрукты и цифры должны быть спутаны, можно выложить
в рядах и большее количество предметов. Детям предлагается исправить
допущенную ошибку.
«Вопрос – ответ»
Следующее занимательное игровое занятие проведите
с детьми 10—12 лет. Оно направлено на развитие хорошей реакции у детей,
концентрацию внимания, поможет ребенку повысить его интеллектуальный
уровень, укрепить имеющиеся знания.
Участвуют 10 человек и один ведущий. Игра состоит
из 3 последовательных туров. В каждом туре ведущий задает участникам
вопросы, которые составлены так, что даже незнающий человек,
сосредоточив память и внимание, сможет логическим путем дойти до
правильного ответа. В каждом последующем туре вопросы усложняются.
В первом туре принимают участие все 10 человек.
Во второй тур выходят только участники, набравшие 10 и больше очков. В
третий тур выходят только те игроки, которые набирают 15 и более очков:
такое количество очков может набрать только один человек. Победителем
игры будет считаться только тот, кто ответит на все вопросы третьего
тура. Если же в третий тур вышли 2 и более участников, победителем игры
становится тот, кто наберет больше всего очков.
1 ТУР. В первом туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий задает следующие вопросы:
– Главное и древнейшее орудие шитья? (Иголка.)
– Второе название дикой розы? (Шиповник.)
– Часть одежды, куда кладут деньги? (Карман.)
– Учебный час, посвященный отдельному школьному предмету? (Урок.)
– Драгоценный камень, самый твердый среди других минералов и самый дорогой среди всех остальных драгоценных камней? (Алмаз.)
– Самое длинношеее животное не Земле? (Жираф.)
– Зверек с самым коротким названием? (Еж.)
2 ТУР. Во втором туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 10 очков. Ведущий задает следующие вопросы:
– Переходная ступень от холостяка к мужу? (Жених.)
– Разговорное обозначение миллиона денежных единиц? (Лимон.)
– Особая булавка с широкой и плоской шляпкой для прикалывания бумаги? (Кнопка.)
– Болотный газ? (Метан.)
– Машина, используемая в сельском хозяйстве; разновидность бытовой техники, незаменимая вещь на кухне? (Комбайн.)
3 ТУР. В третьем туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 12 очков. Ведущий задает следующие вопросы:
– Греческий полубог, научивший людей ремеслам? (Прометей.)
– Похищенная Зевсом девушка, именем которой названа часть света? (Европа.)
– Рабовладельческое государство, существовавшее на территории современного Ирака? (Вавилон.)
«Что, как и где?»
Игра рассчитана на детей 10—12 лет. Она не
требует особых познаний в какой-либо области. Если вы учитесь в школе,
значит, наверняка встречались с этими словами, на первый взгляд,
малознакомыми. Напрягите свою память, хорошенько подумайте,
порассуждайте, и вы обязательно найдете правильный ответ на поставленный
вопрос.
В игре участвуют несколько человек и один
ведущий, который и будет давать вопросы-задания. Суть задания в том, что
вы должны как можно быстрее на отдельном листе записать ответ. У
каждого участника игры свой листок. В конце игры количество слов
подсчитывается, но очки даются только за ответы, действительно
подходящие по смыслу к заданию. Варианты ответов, по смыслу самые
подходящие, хранит у себя до конца игры ведущий.
За каждый правильный ответ участник игры
зарабатывает 5 очков. Ведущий четко вслух прочитывает задание – середину
предложения, а участники игры должны за минуту дописать 2—3 коротких
слова – начало и конец предложения.
1… ПОМОГАЕТ, А НЕВНИМАНИЕ… (внимание, мешает).
2… НЕ ЛЮБЛЮ, А КОНФЕТЫ… (лимон, люблю).
3… КВАДРАТНЫЙ, А КОЛЬЦО… (ящик, круглое).
4… МОЛОДОЙ, А БАБУШКА… (внук, старая).
5… ДОБРЫЙ, А ВОЛК… (заяц, злой).
6… ЛАЕТ, А КОРОВА… (собака, мычит).
7… ГОРЬКИЙ, А ШОКОЛАД… (перец, сладкий).
8… ПЛАВАЕТ, А САМОЛЕТ… (лодка, летает).
9… СТРИЖЕТ, А ПОРТНОЙ… (парикмахер, шьет).
10… МАРКИ, А НУМИЗМАТ… (филателист собирает, монеты).
11… ТУФЛИ, А В БАКАЛЕЕ… (в обувном магазине, булки).
12… В ШКОЛЕ, ВРАЧ… (учитель, в больнице).
«Озорные числа»
Игра рассчитана на детей 9—11 лет, уже знающих
основы математики. Играя в нее, ваш ребенок сможет натренировать свое
внимание и память. Она полезна и для развития логического мышления, как и
шахматы. Если даже у ребенка вовсе не математический склад ума, ему все
равно интересно поиграть с числами.
Игра состоит из 2 последовательных туров. В
каждом туре дается по 5 маленьких математических заданий. За каждое
правильно выполненное задание участник игры получает 5 очков. Участвуют 6
человек и ведущий. Игрокам раздаются на 5 минут листочки с заранее
написанным заданием, которое нужно выполнить.
1 ТУР. В первом туре участвуют все игроки.
Ведущий раздает всем листочки с заданием и засекает время. У всех
игроков одинаковые задания: подчеркните в каждом ряду по три числа,
дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда:
3 4 6 5 1 2 7 10 (6+3+1; 7+2+1; 5+4+1 и т. д.)
8 4 1 3 7 6 5 17 (8+5+4; 6+4+7; 8+6+3 и т. д.)
4 8 3 9 1 6 2 13 (8+3+2; 6+3+4; 8+1+4 и т. д.)
6 2 10 7 8 5 6 23 (10+7+6; 10+8+5 и т. д.)
2 0 13 1 3 9 3 15 (13+0+2; 9+3+3 и т. д.)
2 ТУР. Во втором туре участвуют только те, кто в
первом туре набрал 15 очков, т. е. правильно выполнил любые 3 задания.
Победителем 2 тура становится игрок, набравший очков больше всех.
Ведущий раздает каждому участнику следующее задание: расставьте
математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верно:
1 2 3 = 0 (1+2—3)
1 2 3 = 1 (1+2/3)
1 2 3 = 6 (1+2+3)
1 2 3 = 1/6 (1/2х3)
1 2 3 = 2/3 (1х2/3) |