Четверг, 28.03.2024, 18:41
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [19]
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [14]
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ [6]
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ » РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРАЕМ В СКАЗКУ "ТЕРЕМОК"

Методические рекомендации

В отечественной педагогической науке существует неод­нозначное отношение к сказкам. Некоторые считают, что сказ­ки «засоряют» детское сознание никчемными сведениями. Мы же придерживаемся противоположной точки зрения: сказка представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры. Народные сказки не только обогащают во­ображение ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности. Однако, для того чтобы способствовать эффек­тивному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и перейти к следующей. Важно более подробно оста­новиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.

Для каждого возраста можно выделить такие сказки, освоение которых будет успешно развивать детское мышление, творчество, воображение и речь. Так, детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить сказку «Теремок», которая позволяет познакомить их с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака). Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окру­жающем мире. Например, на основе действия сериации ребенок может понять, как изменяется температура в течение дня: утром прохладно, днем тепло, а к вечеру опять становится прохладно.

Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому ос­воить его детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представ­ленных отношений между достаточно простыми объектами.

Ознакомление со сказкой «Теремок» осуществляется в тече­ние 8 занятий.

Занятие 1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы

Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены.

Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы познакомимся со сказкой «Теремок». Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?».

По мере рассказывания взрослый показывает соответствую­щие сюжетные картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию (каждый вопрос сопровож­дается показом картинки с изображением соответствующего фрагмента сказки).

        Кто первым стал жить в теремке? (Мышка.)

        Какая была мышка? (Маленькая.) Покажите. (Дети садятся на корточки.)

        Кто потом прискакал к теремку?

        Кто уже жил в теремке, когда пришла лягуппса-квакушка? (Мышка.)

        Кто больше: мышка или лягушка? (Лягушка.)

Аналогичные вопросы задаются про остальных персонажей.

        Кто последним подошел к теремку? (Медведь.)

        Почему звери не хотели пускать медведя в теремок? (Медведь очень большой, он больше теремка, он не может в нем поместиться.)

        Почему теремок развалился? (Медведь очень большой. Он больше теремка.)

В ходе этого занятия дети должны научиться понимать пос­ледовательность, в которой появлялись персонажи сказки (кто самый маленький, а кто самый большой), что теремок не может вместить медведя, который гораздо больше теремка.

Занятие 2. Раскладываем картинки

В ходе этого занятия дети учатся располагать картинки в со­ответствии с сюжетом сказки.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изоб­ражены фрагменты сказки, и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать картинки». По ходу чтения дети показывают соответствующие картинки. Если ребенок допускает ошибки, взрослый прерывает чтение, обсуждает с ним содер­жание эпизода и показывает подходящую картинку.

Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соот­ветствии с последовательностью сюжета. После того как дети выполнят задание, взрослый еще раз читает сказку, а дошколь­ники вновь по мере чтения указывают на соответствующие картинки (и показывают их взрослому).

Взрослому неоднократное прочтение сказки может показать­ся скучным и ненужным. Однако, чтобы дети могли удержать в памяти всю последовательность событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответствующие сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у них гордость за успешное действие.

В конце занятия воспитатель предлагает следующую игру. Он специально ошибочно располагает одну из картинок, от­ражающих последовательность сюжета, и просит детей най­ти картинку, которая лежит не на своем месте. Затем можно усложнить игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, какой картинки не хватает. Такие задания учат детей понимать последовательность развертывания сюжета и вы­страивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого-либо признака.

Занятие 3. Замещаем персонажей сказки

На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.

Взрослый берет карточки с изображением персонажей сказки и теремка, показывает их детям и просит обратить внимание на то, что карточки отличаются по величине.

Далее взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай­ка». Он переворачивает карточки изображением вниз и просит детей угадать, на какой карточке изображен теремок. После того как ребенок покажет нужную карточку, взрослый спрашивает: «Как ты догадался, что это теремок?» Если ребенок не может ответить на вопрос, воспитатель обращает его внимание на то, что картинка, на которой изображен теремок, шире остальных карточек. Затем взрослый меняет расположение карточки с те­ремком среди других карточек и вновь предлагает угадать, где она находится.

Далее воспитатель просит детей найти карточку, изображаю­щую мышку. Это задание взрослый предлагает детям несколько раз, чтобы удостовериться в их умении правильно находить пер­сонаж по отличительному признаку (самый маленький размер).

Особое внимание следует уделить картинке с изображением медведя: это единственная карточка, которая выше карточки с изображением теремка.

Если в ходе этого занятия дети не освоят умение замещать персонажа сказки наглядной моделью, следует повторить занятие.

Занятия 4. Моделируем сказку

На этом занятии дети учатся строить и «читать» простые мо­дели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.

Взрослый выкладывает перед детьми коричневый прямоуголь­ник и семь желтых полосок разной длины и говорит: «Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур. Как вы думаете, что может обозначать в сказке прямоугольник? (Если дети испытывают затруднение, взрослый помогает найти пра­вильный ответ: «Теремок».) Какая полоска самая маленькая? А кто в сказке самый большой? (Медведь.) Какой полоской мы можем обозначить мадведя?» Воспитатель вертикально распола­гает самую длинную полоску рядом с коричневым прямоуголь­ником. Взрослый помогает детям обозначить всех персонажей сказки с помощью полосок соответствующей длины. Он еще раз обращает внимание на то, что полоска, замещающая медведя, выше, чем прямоугольник, изображающий теремок.

Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагментов сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка произведения и просит построить его модель. (При этом звери, которые вошли в те­ремок, должны находиться слева от него, а те, которые еще не вошли в домик — справа.)

Последний фрагмент сказки моделируется следующим об­разом: рядом с коричневым прямоугольником кладется самая большая полоска, а остальные полоски располагаются на неко­тором расстоянии от прямоугольника.

После того как дети построят соответствующую модель, воспитатель предлагает им воспроизвести содержание этого фрагмента сказки (ответить на вопрос о том, что изображено на модели).

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру. Он показывает им какую-нибудь модель, например, коричневый прямоугольник, слева от которого на­ходятся три последовательно возрастающих по длине полоски, а справа — одна полоска (выше полосок, расположенных слева) и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки.

Занятие 5. Разыгрываем сказку

На данном занятии дети учатся инсценировать действия пер­сонажей сказки, что способствует развитию их воображения.

Взрослый говорит детям: «Я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать ее героев».

Воспитатель начитает читать сказку: «Шла мышка-норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась». Взрослый просит ребенка показать, как стучится мышка (тихо), как она разговаривает (очень тоненьким голосом).

Взрослый читает следующий фрагмент и предлагает детям изобразить действия персонажей. Он обращает внимание де­тей на то, что все персонажи ведут себя по-разному (лягушка стучится чуть громче и говорит более грубым голосом, медведь говорит самым громким и грубым голосом и стучится громче всех). Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспро­изводили общий характер поведения персонажей, используя для этого выразительные движения: мышка — маленькая, робкая; волк — сильный; медведь — неуклюжий и т.д.

Занятие 6. Рассказываем фрагменты сказки

В ходе занятия отрабатывается способность детей пересказы­вать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.

Воспитатель моделирует фрагмент сказки и просит детей расска­зать, что изображено на модели. Если дети испытывают затруднения, он спрашивает, что означает каждый из элементов.

Начинать занятие лучше всего с модели, состоящей из корич­невого прямоугольника и находящейся справа от него самой ма­ленькой полоски. Такая модель соответствует началу сказки, когда мышка увидела теремок.

Следующая модель может быть представлена коричневым прямоугольником, слева от которого находится самая маленькая полоска, а справа — полоска побольше. (К мышке, которая уже живет в теремке, прискакала лягушка.)

Главное, чтобы при пересказе сказки дети называли ее пер­сонажей. В случае необходимости взрослый должен помогать детям.

При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его), строить занятие таким образом, чтобы они не испытывали больших затруднений.

Занятие 7. Рассказываем всю сказку

На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели.

Воспитатель последовательно показывает детям полоски и просит называть персонажей, которых они замещают.

Затем взрослый предлагает детям рассказать сказку: «Я буду выкладывать фигуры, а вы будете помогать мне рассказывать сказку». Воспитатель кладет коричневый прямоугольник, спра­ва от него он помещает самую маленькую полоску и говорит: «Шла мышка-норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась...» (Делает паузу, а ребенок продолжает: «Тук-тук, кто в тереме живет?»)

Взрослый кладет маленькую полоску слева от коричневого прямоугольника и достает полоску побольше: «Прискакала... (лягушка-квакушка)». И так далее.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выло­жить модель сказки и пересказать по ней произведение (при необходимости взрослый помогает детям). В результате у детей складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от содержания к структуре.

Занятие 8. Разыгрываем сказку

На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказ­ки по ее модели, воспитатель предлагает выбрать роль одного из персонажей и разыграть произведение. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующих персонажей (медальоны изготавливаются из круглых картинок, к которым привязывают ленточки).

Для изображения теремка можно использовать стульчик (тогда персонажи, которые находятся внутри теремка, будут располо­жены с одной стороны стульчика, а персонаж, который подошел к теремку, — с другой). В конце сказки ребенок, играющий роль медведя, может просто опрокинуть стульчик.

Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев. Вполне вероятно, что одни роли покажутся детям более привлекатель­ными, а другие — менее, поэтому по возможности сказку нужно разыграть несколько раз, чтобы дети могли поменяться ролями.

В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказку-можно ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку предлагается роль только одного персонажа.

В результате данного занятия закрепляется умение детей при­менять действие сериации в рамках конкретного содержания. А следование роли (и следовательно, тем правилам, которые она определяет) ведет к развитию произвольности как важного направления становления личности ребенка.














Категория: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (04.12.2012)
Просмотров: 20234 | Теги: michael fearon remix, infrared space, van2517, Kricked, WillowMan | Рейтинг: 5.0/2
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика