Пятница, 26.04.2024, 07:52
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [19]
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [14]
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ [6]
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ » РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРАЕМ В СКАЗКУ "ТРИ МЕДВЕДЯ"

Методические рекомендации

Игра предназначена для работы с детьми младшего и среднего возраста. Занятия по сказке «Три медведя» способствуют развитию мышления, творчества, воображения и речи ребенка. Однако, для того чтобы способствовать эффек­тивному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и перейти к следующей. Важно более подробно оста­новиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.

Сказка «Три медведя» позволяет познакомить детей с дейс­твием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака), которое одновременно рас­пространяется на разные группы предметов. Это действие явля­ется одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окружающем мире (на­пример, наблюдать процесс наполнения стакана водой: сначала в стакане немного воды, затем количество воды увеличивается и в конце концов стакан становится полным), и группировать различные объекты (например, по величине: большой предмет, средний и маленький).

Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому ос­воить его детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представ­ленных отношений между достаточно простыми объектами.

При изучении сказки «Три медведя» у детей формируется представление об одновременно существующих сериях объектов. Другими словами, действие сериации переносится не на один, а на несколько рядов предметов, что подготавливает переход к анализу сериационных радов в реальной жизни.

Ознакомление со сказкой «Три медведя» осуществляется в течение 8 занятий.

Занятие 1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы

Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены.

Взрослый говорит детям: «Сегодня мы знакомимся со сказ­кой „Три медведя". Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?»

По мере рассказывания взрослый показывает соответствую­щие сюжетные картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию (каждый вопрос сопровож­дается показом картинки с изображением соответствующего фрагмента сказки):

        Куда Маша пошла гулять? (Маша пошла в лес.)

        Что Маша увидела в лесу? (Если дети будут испытывать затруднения при ответе на этот вопрос, нужно показать им дом на картинке.)

        Кто жил в доме? (Папа-медведь, мама-медведица и их сын Мишутка.)

        Какой был папа-медведь? (Папа-медведь — самый большой и самый сильный персонаж сказки, он говорит грубым и громким голосом.)

Аналогичные вопросы задаются про маму-медведицу и Мишутку.

        Что увидела Маша в первой комнате?

        Какие стулья стояли возле стола?

        Чей стул был самый большой?

        Чей стул был поменьше?

        Чей стульчик был самый маленький?

        Почему Маша не смогла сесть на большой стул? (Если ре­бенок затрудняется ответить на вопрос, взрослый может под­сказать: «Стул — большой, а Маша...»)

Аналогичные вопросы задаются про стулья медведя и медве­дицы, а также про миски и ложки медведей. При этом важно сделать акцент на том, что Маше было удобно сидеть на самом маленьком стульчике, что ей было удобно есть из маленькой миски маленькой ложкой, потому что она сама маленькая.

        Почему Маша сломала стул? (Стул маленький, Маша на нем качалась, а качаться на стуле нельзя, и он сломался.)

        Что увидела Маша во второй комнате?

        Кому принадлежала самая большая кровать?

        Кому принадлежала кровать поменьше?

        Кому принадлежала самая маленькая кровать?

        Почему Маше было удобно на кровати Мишутки?

        Что увидели медведи в первой комнате, когда пришли домой?

        Каким голосом говорил папа-медведь? (Папа-медведь го­ворил громким грубым голосом.)

        Каким голосом говорила мама-медведица? (Мама-медве­дица говорила потише.)

        Каким голосом говорил Мишутка? (Мишутка говорил то­неньким голосом.)

        Что увидели медведи во второй комнате?

        Каким голосом говорил папа-медведь?

        Каким голосом говорила мама-медведица?

        Каким голосом говорил Мишутка?

        Почему Маша убежала из дома медведей? (Маша испугалась медведей. Она испугалась того, что ее накажут за беспорядок, который она устроила в чужом доме.)

В конце занятия воспитатель еще раз обращает внимание де­тей на то, что Маше было удобно сидеть на стульчике Мишутки, есть из его миски его ложкой и спать в его кроватке, потому что она была такая же маленькая, как медвежонок.

Занятие 2. Раскладываем картинки

В ходе этого занятия дети учатся располагать картинки в со­ответствии с сюжетом сказки.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображе­ны фрагменты сказки, и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать картинки». По ходу чтения дети показыва­ют соответствующие картинки. Если ребенок допускает ошибки, взрослый прерывает чтение, обсуждает с ним содержание эпизода и показывает подходящую картинку. Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соответствии с последовательностью сюжета. После того как дети выполнят задание, взрослый еще раз читает сказку, а дошкольники вновь по мере чтения указывают на соответствующие картинки (и показывают их взрослому).

Взрослому неоднократное прочтение сказки может показать­ся скучным и ненужным. Однако, чтобы дети могли удержать в памяти всю последовательность событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответству­ющие сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у них гордость за успешное действие.

В конце занятия воспитатель предлагает следующую игру. Он специально ошибочно располагает одну из картинок, от­ражающих последовательность сюжета, и просит детей найти «картинку, которая лежит не на своем месте». Затем можно усложнить игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, какой картинки не хватает. Такие задания учат детей понимать последовательность развертывания сюжета и вы­страивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого-либо признака.

Занятие 3. Подбираем предметы по величине

На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.

Воспитатель берет карточки с изображением героев сказки и предметов, которые им принадлежат (стулья, ложки, миски, кровати), показывает их детям и просит обратить внимание на то, что карточки отличаются по величине. Особое внимание педагог обращает на тот факт, что карточки с изображением предметов, принадлежащих определенному персонажу, имеют тот же размер, что и карточка с изображением этого персонажа. Для того чтобы дети усвоили эту идею, можно предложить им подобрать каждому герою подходящие предметы. Карточки с изображением предметов нужно класть под изображение соответствующего персонажа в той последовательности, в ко­торой они появляются в сказке: сначала чашки, потом ложки, затем стулья и, наконец, кровати). При этом взрослый под­черкивает: «Мишутка маленький, поэтому и стульчик у него... (маленький)».

Затем воспитатель специально меняет местами некоторые предметы, например, маленькую чашку помещает под карточ­кой с изображением папы-медведя или самую большую ложку под изображением Мишутки, и просит детей исправить ошиб­ку. Если дети испытывают затруднения при выполнении этого задания, то взрослый вновь указывает на соответствие размера персонажа и предметов, которые ему принадлежат.

Особое внимание детей педагог обращает на тот факт, что Маша и Мишутка имеют один и тот же набор предметов, пос­кольку эти персонажи одинакового размера.

Занятия 4. Моделируем сказку

На этом занятии дети учатся строить и «читать» простые мо­дели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.

Взрослый выкладывает перед детьми геометрические фигуры и говорит: «Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур. Как вы думаете, что может обозначать в сказке красный прямоугольник? (Если дети испытывают затруднения, взрослый помогает найти ответ: „Маша".) А что обозначают три коричневых прямоугольника?» (Взрослый должен помочь детям понять, что коричневые прямоугольники обозначают медведей, поскольку медведи тоже коричневые.)

Затем воспитатель берет три белых кружка и три белых прямо­угольника и объясняет детям, что эти фигуры обозначают чашки и ложки. После этого взрослый показывает три желтых квадрата и три желтых прямоугольника и помогает детям догадаться, что квадраты обозначают стульчики, а прямоугольники — кровати (проще всего в данном случае продемонстрировать ребенку, что «медведи помещаются в свои кроватки»).

Обсуждая каждый предмет, важно показывать детям, как он соотносится с медведем, которому принадлежит, то есть, что самая большая миска подходит самому большому медведю (самый большой кружок по ширине равен самому большому коричневому прямоугольнику).

Особое внимание детей следует обратить на то, что красный прямоугольник (Маша) равен самому маленькому коричнево­му прямоугольнику (Мишутке), поэтому девочке подходят все Мишуткины предметы.

Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагментов сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка произведения и просит построить его модель. Например, последний фрагмент, когда Маша убегает из дома медведей, моделируется следующим образом: коричневые прямоугольники располагаются около желтых прямоугольников, а красный прямоугольник кладется на некотором расстоянии от всех прямоугольников.

При моделировании фрагмента, в котором Маша впервые попадает в дом к медведям, все фигуры, обозначающие стулья и миски с ложками, располагаются в ряд (предметы расстав­лены аккуратно). А при моделировании отрывка, в котором рассказывается о возвращении медведей домой, фигуры должны быть придвинуты друг к другу, а сломанный стульчик обозначен поворотом желтого квадрата в положение ромба.

После того как дети построят соответствующую модель, воспи­татель предлагает им воспроизвести содержание этого фрагмента сказки (ответить на вопрос о том, что изображено на модели).

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру. Он показывает им какую-нибудь модель, на­пример, три желтых квадрата и красный прямоугольник рядом с квадратами и просит показать картинку с изображением со­ответствующего фрагмента сказки.

Занятие 5. Разыгрываем сказку

На данном занятии дети учатся инсценировать действия пер­сонажей сказки, что способствует развитию их воображения.

Взрослый говорит детям: «Я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать ее героев».

Воспитатель начинает читать сказку: «Однажды девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику». Здесь взрослый делает паузу и просит ребенка показать, как Маша идет по лесу, как она заходит в незнакомый дом.

Педагог читает следующий фрагмент и предлагает детям изоб­разить действия персонажей.

Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспроиз­водили общий характер поведения персонажей: папа-медведь говорит громким и грубым голосом, он самый неповоротливый и сильный; мама-медведица говорит не так громко; Маша и Мишутка подвижные, Мишутка говорит тоненьким голоском.

Занятие 6. Рассказываем фрагменты сказки

В ходе занятия отрабатывается способность детей пересказы­вать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.

Воспитатель моделирует фрагмент сказки и просит детей рассказать, что изображено на модели. Если дети испыты­вают затруднения, он спрашивает, что означает каждый из элементов.

Начинать занятие надо с модели, которая состоит из красного прямоугольника и трех желтых квадратов. Эта модель соот­ветствует фрагменту, в котором Маша увидела стоящие в первой комнате стулья. Следующая модель строится из красного прямо­угольника, трех белых кружков и трех белых прямоугольников. (Маша увидела стоящие на столе миски и ложки.)

Наиболее сложной для детей будет модель, состоящая из сдвинутых в сторону большого и среднего желтых квадратов (над ними находятся белые круги и белые прямоугольники) и находящегося на некотором расстоянии от них маленького желтого квадрата, вплотную к которому примыкает красный прямоугольник (над ним находятся маленький белый кружок и белый прямоугольник). Эта модель передает фрагмент, в котором Маша ест кашу из миски Мишутки, сидя на его стульчике.

Важно, чтобы при пересказе сказки дети называли характерис­тики предметов и персонажей («большой», «маленький»). В случае затруднения воспитатель должен помогать детям «читать» модель.

При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его), строить занятие таким образом, чтобы они не испытывали больших затруднений.

Занятие 7. Рассказываем всю сказку

На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели.

Воспитатель последовательно показывает детям геометри­ческие фигуры и просит назвать персонажей, которых они замещают.

Затем взрослый предлагает: «Я буду выкладывать прямоуголь­ники, квадраты и круги, а вы будете помогать мне рассказывать сказку».

Взрослый кладет красный прямоугольник и говорит: «Однажды девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику...»

Радом с красной полоской воспитатель кладет три белых кружка и три белых прямоугольника и говорит: «Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей... Возле каждой чашки лежала ложка...» Взрослый делает паузу, чтобы дети охарактеризовали предметы по величине и принад­лежности к соответствующему персонажу.

Напротив кругов и прямоугольников воспитатель выкладывает соответствующие желтые квадраты и продолжает: «Маша захотела сесть и увидела у стола три стула...» Взрослый опять делает паузу, чтобы дети могли описать стулья и рассказать, кому они принад­лежат: самый большой стул — папы-медведя, поменьше — мамы-медведицы и самый маленький — Мишутки.

Таким образом, воспитатель рассказывает всю сказку.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение (при необ­ходимости он помогает детям). В результате у дошкольников складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от содержания к структуре.

Занятие 8. Разыгрываем сказку

На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказки по ее модели, воспитатель предлагает выбрать роль од­ного из героев и разыграть произведение. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующего персонажа (медальоны изготовляются из круглых картинок, к которым привязывают ленточки).

При разыгрывании сказки важно, чтобы дети передавали интонацию и громкость голоса персонажа. Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев.

В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказку—можно ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку предлагается роль только одного персонажа.

В результате данного занятия закрепляется умение детей при­менять действие сериации в рамках конкретного содержания. А следование роли (и следовательно, тем правилам, которые она определяет) ведет к развитию произвольности как важного направления становления личности ребенка.





















Категория: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (04.12.2012)
Просмотров: 26437 | Теги: michael fearon remix, infrared space, van2517, Kricked, WillowMan | Рейтинг: 3.7/3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика