Методические рекомендации
Игра предназначена для работы с детьми
младшего и среднего дошкольного возраста. Занятия по сказке «Три поросенка»
способствуют развитию мышления, творчества, воображения и речи. Однако для
того чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить
ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то
вопросы и начать читать следующую. Необходимо более подробно остановиться на
содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые
фрагменты.
Сказка «Три поросенка» позволяет познакомить детей с действием
сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо
признака), которое одновременно распространяется на разные группы предметов.
Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в
дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения,
происходящие в окружающем мире (например, как на улице высыхают лужи после
дождя: сначала в луже много воды, затем воды становится меньше, и в конце
концов, она высыхает), и группировать различные объекты (например, по
прочности: непрочный дом, более прочный и очень прочный).
Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому освоить его
детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать
ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать
произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных
отношений между достаточно простыми объектами.
Действие сериации помогает ребенку осваивать причинные отношения в
сказке «Три поросенка», что является важной стороной его интеллектуального
развития.
Ознакомление со сказкой «Три поросенка» осуществляется в течение 8
занятий.
Занятие 1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы
Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с
содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть
возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки,
которые в противном случае могут быть попросту пропущены.
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы познакомимся со сказкой „Три
поросенка". Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?»
По мере рассказывания взрослый показывает соответствующие сюжетные
картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию.
— Почему Наф-Наф предложил
братьям построить теплый дом?
— Какой дом построил
Наф-Наф? (Если дети испытывают затруднения при ответе на вопрос, то нужно
показать им дом на картинке.)
— Какой дом построил
Ниф-Ниф? (Из соломы.)
— Какой дом построил
Нуф-Нуф? (Из веток.)
—У кого из поросят был самый прочный дом? (УНаф-Нафа.)
— У кого из поросят был
непрочный дом? (У Нуф-Нуфа.)
— У какого поросенка был
самый непрочный дом? (У поросенка, которого звали Ниф-Ниф.)
Последние три вопроса воспитатель задает детям еще раз, но только в
обратном порядке.
—Домик Ниф-Нифа был самый прочный или нет? (Нет.)
Если ребенок правильно ответил на вопрос, взрослый должен похвалить его
и сказать: «Молодец, правильно, домик Ниф-Нифа самый непрочный».
Аналогичные вопросы воспитатель задаст про домики Нуф- Нуфа и Наф-Нафа.
Затем воспитатель задает следующие вопросы:
— Чей домик волку удалось
разрушить быстрее всего?
— Чей домик волк разрушил
не так быстро?
— Чей домик волк так и не
смог разрушить?
— Почему волк легко
разрушил домик Ниф-Нифа? Потому что он был построен из... (соломы).
— Почему волк не так легко
разрушил домик Нуф-Нуфа? Потому что он был построен из... (веток).
— Почему волку не удалось
разрушить домик Наф-Нафа? Потому что он был построен из... (камней).
В конце занятия взрослый обращает внимание детей на тот факт, что чем
прочнее дом, тем труднее его сломать; объясняет, что для того чтобы сделать
что-то действительно важное и серьезное, нужно много работать.
Занятие 2. Раскладываем картинки
В ходе этого занятия дети должны научиться располагать картинки в
соответствии с сюжетом сказки.
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены фрагменты
сказки, и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать мне
картинки». По ходу чтения дети показывают соответствующие картинки. Если дети
допускают ошибки, педагог прерывает чтение, обсуждает с дошкольниками
содержание эпизода и показывает подходящую картинку.
Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соответствии с
последовательностью сюжета. После того как дети выполнят задание, взрослый еще
раз читает сказку, а дошкольники вновь по мере чтения показывают
соответствующие картинки.
Взрослому неоднократное чтение сказки может показаться скучным и
ненужным. Однако чтобы дети могли удерживать в памяти всю последовательность
событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети
охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответствующие
сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у дошкольников
гордость за успешное действие.
В конце занятия воспитатель предлагает следующую игру. Он специально
неправильно располагает одну из картинок, отражающих последовательность сюжета,
и просит детей найти «картинку, которая лежит не на своем месте». Можно
усложнить эту игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, «какой картинки
не хватает». Такие задания учат детей понимать последовательность, в которой
разворачивается сюжет сказки, и сериационные отношения между объектами.
Занятие 3. Замещаем персонажей сказки
На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей
сказки с помощью предметов-заместителей.
Воспитатель берет карточки с изображениями домиков и героев сказки,
показывает их детям и просит обратить внимание на то, что изображения на
карточках отличаются по цвету.
Далее взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Он просит
детей угадать, как зовут поросят, изображенных на картинках, и показать, где
чей домик. Если дети испытывают трудности, следует напомнить им, что у Ниф-Нифа
домик из соломы, у Нуф-Нуфа — из веток, у Наф-Нафа — из камней.
Воспитатель показывает три разноцветных прямоугольника и просит детей
угадать, где чей домик. Затем он предлагает детям разноцветные круги и
выясняет, какой из этих кругов может обозначать Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа, а
какой — серого волка. Если дети не могут ответить на вопрос, взрослый
помогает, обращая внимание на цвет кругов.
В ходе занятия круги и прямоугольники можно располагать в разной
последовательности, чтобы удостовериться в умении детей правильно находить
отличительные признаки персонажей (цвет). Задание выполняется до тех пор, пока
дети не научатся легко находить нужного персонажа.
Особое внимание следует уделить серому кругу, замещающему волка. Нужно
продемонстрировать детям, что этот круг больше других кругов.
Если в ходе этого занятия дети не освоят умение замешать персонажа
сказки наглядной моделью, следует повторить занятие.
Занятие 4. Моделирование сказки
На этом занятии дети должны научиться строить и «читать» простые модели
сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.
Воспитатель выкладывает перед детьми три цветных прямоугольника и
четыре цветных кружка и говорит: «Давайте постараемся запомнить сказку с
помощью этих прямоугольников и кружков. Что может обозначать в сказке красный
прямоугольник? (Если дети испытывают затруднения, взрослый помогает найти
ответ: «Домик Наф-Нафа».) А что обозначают желтый и зеленый прямоугольники? (Домики
Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа). Далее воспитатель берет четыре цветных кружка и
напоминает детям, что они обозначают поросят и волка.
Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагмента сказки:
взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка
произведения и просит построить его модель. Например, фрагмент, где волк
сдувает соломенный домик, моделируется следующим образом: слева на некотором
расстоянии от желтого прямоугольника кладется желтый и зеленый круги, а справа
— большой серый круп
При моделировании фрагментов сказки, в которых волку удается сдуть
домик, соответствующие прямоугольники располагаются горизонтально, а при
моделировании фрагментов, в которых волк не может сдуть домик, прямоугольники
кладутся вертикально.
После того как дети построят соответствующую модель, воспитатель
просит их воспроизвести содержание этого фрагмента (ответить на вопрос о том,
что изображено на модели).
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в следующую
игру. Взрослый показывает им какую-нибудь модель, например, три разноцветных
кружка, расположенных справа от красного прямоугольника (красный кружок
находится рядом с прямоугольником, а желтый и зеленый круги расположены на некотором
расстоянии от прямоугольника), и просит показать картинку с изображением
соответствующего фрагмента сказки.
Занятие 5. Разыгрываем сказку
На данном занятии дети учатся инсценировать действия персонажей
сказки, что способствует развитию их воображения.
Взрослый обращается к детям: «Я буду рассказывать сказку, а вы будете
изображать ее героев».
Воспитатель читает сказку до слов: «Наф-Наф не стал их уговаривать, а
взялся за работу и начал строить прочный дом из камней». Педагог просит детей
показать, как Наф-Наф строил дом (как приносил тяжелые камни, складывал их и
т.д.).
Затем воспитатель читает следующий фрагмент и предлагает детям
изобразить действия персонажей. Следует обратить внимание детей на то, что
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои домики быстро, без особого труда. Желательно,
чтобы при разыгрывании сказки дети воспроизводили общий характер поведения
героев: волк сильный, ходит уверенно, говорит громким, грубым голосом, а
поросята — трусливые,
говорят тоненьким голосом.
Занятие 6. Рассказываем фрагменты сказки
В ходе данного занятия отрабатывается способность детей пересказывать
сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.
Воспитатель моделирует какой-нибудь фрагмент сказки и просит детей
рассказать, что изображено на модели. Если дети испытывают затруднения,
взрослый спрашивает, что означает каждый из элементов.
Начинать занятие надо с модели, которая составляется из красного
прямоугольника и красного круга. (Наф-Наф строит дом.) Следующая модель
строится из желтого прямоугольника и желтого круга. (Ниф-Ниф строит дом.) И так
далее.
Для успешного пересказа сказки по модели воспитатель должен помогать
детям «читать» ее, называя характеристики предметов и персонажей («прочный»,
«непрочный»).
При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности
детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его),
строить занятие таким образом, чтобы дошкольники не испытывали больших
затруднений.
Занятие 7. Рассказываем всю сказку
На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей
пересказывать сказку по ее модели.
Воспитатель последовательно показывает детям карточки с изображением
кругов и прямоугольников и просит назвать персонажей, которых они замещают.
Затем взрослый предлагает детям рассказать сказку: «Я буду выкладывать
прямоугольники и кружки, а вы будете помогать мне».
Взрослый начинает рассказывать: «Жили-были три поросенка, три брата. Их
звали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Однажды самый умный из поросят Наф-Наф сказал своим братьям:
—Скоро наступят холода. Нам нужно построить теплый дом.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не захотели ему помогать:
—Мы еще повеселимся, а если будет нужно, мы сами построим себе
домики». Здесь взрослый выкладывает красный прямоугольник и красный круг и
говорит: «Наф-Наф не стал их уговаривать, а взялся за работу и начал
строить...» Воспитатель делает паузу и ждет, когда дети скажут «прочный дом из
камней». Если дети произносят только слово «дом», нужно задать вопрос: «Какой
дом построил Наф-Наф: прочный или нет?»
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выложить модель
сказки и пересказать по ней произведение (при необходимости взрослый
помогает). В результате у детей складывается целостное представление как о
содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить
от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от содержания к
структуре.
Занятие 8. Разыгрываем сказку
На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказки по се
модели, воспитатель предлагает выбрать роль одного из персонажей и разыграть
произведение. Для обозначения роли лети получают медальон с изображением
соответствующего персонажа (медальоны изготовляются из круглых картинок, к
которым привязывают ленточки).
При разыгрывании сказки важно, чтобы дети передавали интонацию и
громкость голоса персонажа. Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает
текст сказки, должен следить за очередностью появления героев.
В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказку—можно
ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку дается (роль)
только одного персонажа.
В результате данного занятия закрепляется умение детей применять
действие сериации в рамках конкретного содержания. Ребенок начинает понимать,
что серия «непрочный — прочнее— прочный» связана с серией «ненадежный —
надежнее — очень надежный» или «страшно— не очень страшно— совсем не страшно» и
т.д. Кроме того, следование роли (а, следовательно, и тем правилам, которые она
определяет) ведет к развитию произвольности— важного направления в становлении
личности ребенка.
|