Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше
это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От
тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места,
где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И окрестных
деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели
какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Игрушки
каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три
персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием.
Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе
были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали
покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый
товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали
скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный
крут. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и
лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически
невозможно, так как век их был недолог.
В XX веке промысел почти угас Так бы мы ничего о нем не узнали,
если бы не жил в деревне Гринево Иван Васильевич Дружинин (1887-1949). Во многом
благодаря усилиям этого потомственною гончара в 30-е годы прошлого столетия промысел
возродился Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические»
каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти
при рассказе о возрождении промысла, — это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977).
Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение
пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок,
радовалась своим игрушкам. В ее руках рождались из глины почти живые существа,
с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети,
создавая глиняную игрушку, одушевляют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше подогрели»
интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной
мастерской в самом городе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал
Александр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традиционные каргопольские сюжеты,
мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции.
Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши
дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические
(символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению
натуры. Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние Традиции.
Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произведений
народных мастеров — только кажущаяся на первый взгляд Ее нельзя придумать. Не каждому
и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой
простотой — опыт многих поколении художников, их чуткость к материалу, форме, цвету.
Постараемся и мы ощутить красоту народного искусства» почувствовать его силу и глубину.
|