Цель.
Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
Организация
занятия.
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство
из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям.
Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще
больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и
тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем,
которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг
за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были
нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках
кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные
знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Выполнение
задания.
Изображения фигур животных очень схожи
между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы
у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети
копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее
изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных
деталей.