Программное содержание Продолжать
знакомить детей с хакасским народным декоративно-прикладным искусством.
Формировать умение создавать элементы хакасского орнамента, сочетая их
друг с другом. Учить использовать в узорах усвоенные способы построения
орнаментов по композиции и колориту. Развивать творчество в отборе и
трактовке хакасских мотивов орнамента, исходя из традиционных
особенностей хакасского декоративного искусства.
Материалы. Карандаши, полоски белой
и цветной бумаги, ножницы, клей, салфетки. Силуэты изделий, вырезанных
из бумаги белого, красного, синего, черного и желтого цветов. Выставка
предметов хакасского народного декоративного искусства.
1-й этап
Педагог рассматривает с детьми выставку
предметов хакасского народного декоративно-прикладного искусства и
рассказывает: «В народном искусстве хакасов широко распространены
художественные ремесла: изготовление национальной одежды, вышивка,
инкрустирование обуви и конской сбруи, резьба но дереву, тиснение по
коже и бересте, ювелирное дело. Все предметы украшаются декоративными
узорами и орнаментами. У хакасов различаются два вида орнамента –
прямолинейный и криволинейный. Первый встречается в основном на
предметах из дерева и состоит из сравнительно мелких, строго
геометрических узоров – полос, квадратов, перекрещенных квадратов,
простых и заштрихованных треугольников, зигзагов, вписанных друг в друга
прямоугольников, ромбов и простых или пересеченных прямыми или
наклонными линиями полос. Второй (более крупный по размерам) орнамент
включает в себя различные мотивы, ближе к растительным и рогообразным.
Этот орнамент различен по композиции и представлен крестами,
крестообразными розетами или симметричными растительными побегами.
Некоторые элементы этого орнамента перерастают в явно цветочные формы, а
завитки переходят в листья. Орнаментом украшаются одежда, рукавицы,
кисеты, войлочные ковры, посуда, подушки, курительные трубки, предметы
из кости и женские украшения». Какие предметы вам нравятся больше всего и
почему?
После ответов детей педагог предлагает еще
раз полюбоваться выставкой предметов декоративно-прикладного искусства.
Затем педагог учит детей рисовать растительные и рогообразные элементы:
трилистник, четырехлистник, рога животных, птицу в полете и т. д. После
этого дети вырезают эти фигуры из бумаги, сложенной вдвое.
2-й этап
Вначале педагог спрашивает у детей, какие
элементы хакасского орнамента они научились вырезать на прошлом занятии,
затем предлагает подумать, какой предмет каждый будет украшать: ковер,
посуду, сапоги, рукавички, украшения. В беседе педагог уточняет, знают
ли дети особенности орнаментации этих изделий, подчеркивает, что
украшение можно выполнить по-разному. Для этого нужно использовать
элементы, вырезать которые они уже научились; в зависимости от фона
выбрать цвет для элементов узора, установить порядок их расположения.
Важно уточнить, какие сочетания цветов лучше использовать для выполнения
узора на белом, красном или синем фоне; установить, какое количество
элементов в узоре и какой формы и цвета потребуется бумага для его
воспроизведения в аппликации.
После этого дети приступают к выполнению
задания. Педагог следит за работой, поощряет попытки ребят в составлении
новых комбинаций элементов, сочетаний цветов. В случае затруднения
оказывает детям помощь.
В конце занятия оформляется выставка
детских работ. Особо следует отметить работы детей, которые творчески
подошли к выполнению задания, еще раз подчеркнуть особенности трактовки
хакасских орнаментов способом комбинирования форм, цвета, величин. |