Пятница, 19.04.2024, 01:45
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ [13]
СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ [13]
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ [17]
КАРГАПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА [7]
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ [17]
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА [16]
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ [13]
УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ [15]
УРОКИ ДИЗАЙНА [9]
ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ [63]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСКУССТВО ДЕТЯМ » ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ

Занятие праздник "Путешествие в Городец"

Музыкальный зал украшен предметами народного декоративно-прикладного искусства. На стене висит карга России с выделенными флажками населенными пунктами: г. Павловский Посад, г. Семенов, д. Семино, п. Гжель, г. Киров (Вятка), г. Городец. Дети одеты в хохломские, городецкие и гжельские костюмы.

Изостудия украшена предметами декоративно-прикладного искусства. На столах в изостудии гуашь – 11 цветов (городецкий набор гуаши), банки с водой, тряпочки, набор кисточек, белая бумага для рисования коня, птицы, дополнительный набор банок с водой, шаблоны досок различной формы.

Дети входят в зал под музыку «Русский перепляс» в исполнении трио балалаечников орловского музыкального училища, исполняют танец, садятся на стулья.

В центре зала стоит грустная девочка.

В зал входит мама (педагог по изобразительной деятельности).

Мама.

Как тут весело у вас,

Ноги сами рвутся в пляс!

Дочка что-то грустной стала,

Сон плохой ты увидала?

Девочка (подбегает к маме).

Мама, во сне я видела цветы

Небывалой красоты!

Там девушки с цветами пляшут,

Кони дивные там скачут,

Волшебные птицы летают,

В гирлянды цветы заплетают.

Где найти мне те цветы,

Может, мне поможешь ты?

Мама ( задумавшись, качает головой, потом вспоминает).

Что нам попусту гадать?

Карту надо нам достать.

Звучит музыка «Пойте гусли».

Мама. Так выглядит на карте наша Родина – Россия. Здесь мы видим реки, озера, пустыни, леса и горы. Много здесь городов, поселков и деревень. В них живут красивые, добрые, талантливые люди. Поэтому каждый район нашей страны имеет свое лицо. В одном добывают уголь, в другом плавят сталь, в третьем делают машины, в четвертом – знаменитые на весь мир игрушки, красивую посуду. Столица нашей Родины – город-герой Москва.

Рубинами звезды кремлевские светят.

В серебряных елях проносится ветер,

Играют куранты, и голос Кремля

Давно уже знает планета Земля.

М. Вайнилайтис

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Так называем мы свою родину. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов. Одна у человека мать – одна у него Родина.

1-я девочка.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

2-я девочка.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3-я девочка.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

4-я девочка.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней —

И то едва домчится.

Н. Забила

Девочка (рассматривая карту).

Как огромна и красива Наша Родина – Россия!

Как всю страну мне обойти,

Цветок заветный как найти?

Мама.

Попусту не убивайся,

В путь-дорогу собирайся.

Пойдет с тобою старший брат,

Помочь тебе он будет рад.

Он географию изучает,

Карты хорошо читает.

Дети прощаются с мамой, продолжают рассматривать карту. Мальчик.

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

П. Синявский

Дети танцуют гжельский танец (старинный вальс «Березка» в исполнении оркестра государственного хореографического ансамбля «Березка»).

Мальчик (показывает указкой па карту).

Смотри, здесь протекает речка,

Там есть дивное местечко.

Там цветут цветы Удивительной красы.

Цветут не на зеленом лужочке,

А на белом снежочке.

Герани да петуньи

На ярмарке «Свистунье».

Педагог. Мы с вами очутились на берегу реки Вятка. Здесь стоит город, и называется он тоже Вятка. Здесь делают и расписывают глиняные игрушки. Вот такие (показывает игрушку). Как она называется? (Дымковская.)

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны как березки

Кружочки, черточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети исполняют танец в дымковских костюмах (русская народная песня «Барыня» в исполнении государственного народного оркестра им. Н. Осипова).

Девочка.

Хороши цветочки, —

Точки, черточки, полоски.

Только мне милей другие,

Затейливые, непростые.

Девочка с мальчиком подходят к домику. Возле домика женщина поливает розы.

Женщина.

Взгляни скорее, дочка,

Это не те цветочки?

Девочка грустно качает головой.

Женщина.

Идите вверх по речке,

Там есть одно местечко.

Женщины там шали надевают,

На них букеты расцветают.

Ребенок.

Павловопосадские тонкие шали,

Любую девушку украшали.

По яркому полю цветы разбежались,

Венком на краешке задержались.

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

Девчонки наденут платки на головку,

Уголочки на шее подвяжут ловко.

Каждый скажет, нет на свете красивей

Девушек в шалях цвета России.

Дети исполняют танец с платками («Русские узоры» в исполнении государственного русского народного оркестра им. Пятницкого).

Дети ведут по карте указкой вниз по Волге.

Педагог. Река Волга – это очень красивая, полноводная река. Много песен и стихов посвятили ей поэты и композиторы.

Ой ты Волга, Волга-реченька,

Ой, река ли ты красавица!

По лугам ты льешься – стелешься,

По пескам бежишь – торопишься.

О. Ковалева

Педагог. Давайте заглянем вот в этот город. Это город Семеново, а рядом с ним деревенька Семино. Это родина хохломы. На весь свет прославилась ее деревянная посуда. Она необыкновенна по форме и отличается своей росписью.

Хохломская роспись, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудесней наша чудо-хохлома.

П. Синявский

В центре зала колодец, возле колодца стоят две девочки с хохломскими ведрами.

1-я девочка.

Хороша деревня наша,

Стоят в дозоре тополя.

2-я девочка.

А я сегодня написала

Узор в четыре криуля!

Дети исполняют танец в хохломских костюмах (кадриль «Течет ручей», А. Костюк, П. Черняев.)

Девочка.

Ох, узоры хороши —

Ложки, поставцы, ковши!

Только мне нужны другие,

Розовые, голубые.

Дети встают в кружок, совещаются.

Есть у нас в стране местечко,

Где расписывают дощечки.

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют.

Вы по Волге вниз спуститесь,

На крутой берег поднимитесь,

Вас встретит, как родной отец,

Славный город Городец.

Мальчик.

Эй, ребята, собирайтесь,

В гости с песней отправляйтесь!

Звучит мелодия «Молодая канарейка», ансамбль «Веселые старушки».

Педагог приглашает детей в изостудию и начинает рассказ о Городце.

Педагог.

Ох, Россия ты, Россия,

Слава не убавилась,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

И. В. Кадухина

На реке Волге есть старинный город Городец. А за ними леса – большие-большие, места дремучие. Испокон веков люди умели строить дома из дерева. Построят дом из толстых бревен и украсят его деревянными кружевами. Иной мастер так искусно выточит деревянные кружева, что не каждая мастерица сможет связать такие. А еще делали из дерева посуду, сундуки, прялки, детские игрушки. Вырежут из белого дерева липы доску и украсят ее вставками из черного дерева, а черное дерево брали на дне реки. Если ствол дерева долго плавает на поверхности воды, он набухает, становится тяжелым и тонет. Долго лежит под водой такое дерево, пока не достанут его люди. Достанут, высушат и распилят на мелкие доски. Древесина такого дерева очень плотная, темного серо-зеленого цвета. Вот из этих досок мастера выпиливали коней, птиц, всадников на конях, цветы и вставляли эти узоры в белую липовую доску Получалось очень красиво, но процесс был трудоемкий и длительный. И стали мастера думать, как научиться делать доски быстрее. И придумали! Стали рисовать узоры на изделиях краской.

Понравилось это людям, заниматься этим ремеслом стали целые семьи. Иная семья за зиму расписывала по четыреста изделий. А когда наступала весна, везли мастера свой товар на Нижегородскую ярмарку. Что же рисуют городецкие мастера? Коней, птиц, иногда людей, обязательно окружают их гирляндой из цветов. Сначала рисуют на доске розовые и голубые круги – будущие «розаны» и «купавки». Размещают их венком, букетом по три-пять цветов, рисуют листья. Затем, когда краска высохнет, прорисовывают их. Дальше мастера оживляют листья, цветы, коней, птиц черной и белой краской. Когда работа закончена, рисунки покрывают лаком. Вот и получается такой праздничный, торжественный и красочный орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями, создающий радостное, светлое настроение.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Давайте внимательнее рассмотрим одну из досок, которые висят на стене. Городецкая роспись символична. Конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда – символ здоровья. В центре этой доски нарисован конь. Вокруг коня красивая городецкая гирлянда из цветов. Такие цветы нельзя увидеть в природе – они сказочные: розаны, купавки, бутоны. Заканчивается гирлянда трилистником.

Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга мы начинаем рисовать городецкие цветы, коня и птицу начинаем рисовать тоже с круга. Городецкую гирлянду мы уже с вами рисовали раньше, а сейчас давайте попробуем выложить ее на фланелеграфе из цветов, которые лежат в коробке.

Дети выкладывают на фланелеграфе из отдельных цветов городецкую гирлянду.

Педагог. А сейчас я вам покажу, как рисовать городецкого коня.

Педагог показывает способ рисования коня на доске. (Можно предложить кому-либо из детей показать, как рисовать коня.)

Педагог. Давайте распишем наши доски городецким узором и подарим их девочке. Она так долго искала эти цветочки. Что же мы будем рисовать на своих досках? (Ответы детей: гирлянду, коня, птицу.)

Педагог приглашает детей украсить доски городецкими узорами. Дети садятся за столы, рисуют подмалевку. На отдельных листочках рисуют коня или птицу, затем изображают их на доске.

Дети продолжают рисовать, заканчивают делать подмалевку.

Педагог. Давайте оставим наши рисунки, пусть подмалевка подсохнет, а мы поиграем в интересную игру. Я предлагаю вам собрать хвост Жар-птицы из перьев, нарисованных по мотивам городецкой росписи.

На столе Жар-птица, в коробке перья, расписанные по мотивам разных промыслов (городецкого, хохломского, пермогорского, дымковского и др.). Дети выбирают перья, расписанные городецкими узорами, и украшают ими хвост Жар-птицы.

После игры дети садятся за столы и продолжают рисовать – наносят чистыми кисточками белые оживки.

По окончании работы педагог с детьми рассматривает расписанные доски.

Мальчик.

В Городце у нас все двери,

В Городце весь детский сад.

Городец у нас все любят,

Все в саду: и стар и млад.

Листья, горлицы и копи,

Петухи, скворцы, цветы,

Городецкие узоры

Небывалой красоты.

О. Хренова

Девочка.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

И.В. Кадухина

Детей угощают пряниками и они уходят в группу.

Категория: ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ | Добавил: admin (20.10.2013)
Просмотров: 2173 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика