Программное содержание. Познакомить
детей с историей рождения русской деревянной матрешки. Показать
разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную
отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского
народного искусства. Развивать умение украшать силуэт матрешки
разнообразными узорами. Формировать и развивать творческие возможности
детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной,
художественной и музыкальной.
Материалы. Русский народный костюм
для педагога. Большие силуэты матрешек. Выставка-музей деревянных
игрушек (матрешек). Иллюстрации и детские книги с изображениями
матрешек.
Педагог
одета в русский народный костюм. Вместе с детьми она посещает выставку
деревянных игрушек-матрешек, затем читает стихотворение С.Я. Маршака:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая.
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!».
Рассказ педагога: Матрешка – одна из самых
любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей
деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрешки
(под тихую народную музыку дети входят в импровизированный музей). Самая
первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде
(Загорске). Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии
деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась
вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам, и они решили
сделать такую же для русских детей. Только это была розовощекая девочка
с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане,
переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного
петуха Она была раскрашена ярко, как деревянные пасхальные яйца, которые
делали на Руси с давних пор. Внутри игрушки находились еще семь фигурок
– три девочки, мальчик с дудочкой, девочка с миской, девочка с малышом
на руках… а последняя, восьмая, – фигурка спеленутого младенца. (В
процессе рассказа педагог показывает иллюстрации с изображением первой
матрешки.) Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может
быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси.
Матрешку сразу полюбили взрослые и дети. Каждый радовался игрушке. Уж
больно она хороша! Проста, приветлива, да еще внутри целое семейство
прячется.
Сегодня появились самые разнообразные
матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных
сказок. Стали появляться матрешки-мужчины. Это герои-богатыри из
различных сказок и просто веселые молодцы с балалайками, цветами и
другими предметами. Матрешки отличаются формой, размером, росписью,
количеством вкладышей (мест). Наиболее распространенными были 3, 8 и
12-местные матрешки. В настоящее время бывают и 60-местные матрешки. А
недавно матрешки заговорили: в них помещают специальное говорящее
устройство. Сегодня производством матрешек занимаются во многих городах и
селах нашей страны: в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, в
Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Все эти матрешки
отличаются друг от друга и имеют свои особенности. (Педагог сопровождает
свой рассказ показом иллюстраций и игрушек – матрешек.) Сегодня
матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она
стала традиционным русским сувениром.
Для того чтобы матрешки получились
красивыми, сначала их вытачивают на станке (показ нерасписанной
матрешки), затем грунтуют, расписывают (показ расписанной матрешки, не
покрытой лаком) и после этого покрывают несколько раз лаком (показ
готовой игрушки). Каждая игрушка хороша по-своему: одна – веселая,
другая – задумчивая, третья – озорная. Все зависит от художника, который
старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Как вы
считаете, почему матрешка – это русская игрушка? (Педагог обобщает
ответы детей.) Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в
русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами:
это были платки, кокошники или вышитые повязки. (Педагог обращает
внимание детей на свой костюм и на головные уборы матрешек: их цвет и
узоры.) Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят,
их называли рубахами. Они были обычно под горло и с длинными рукавами,
одного цвета. Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны,
поэтому и у матрешки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными
узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда
украшен цветами или узорами. Наступит время, и, может быть, кто-то из
вас придумает матрешек, которые будут двигаться и разговаривать.
(Педагог предлагает поочередно войти в образ говорящей и двигающейся
матрешки.)
Весь народ глядит в окошки —
Танцевать пошли матрешки.
Педагог приглашает детей на танец матрешек. |