Программное содержание. Расширять
знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском
промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских
изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного
искусства.
Материалы. Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия
Педагог организует выставку подлинных изделий хохломского промысла.
Рассказ педагога: Недалеко от города
Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение
хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали
дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной
посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из
бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой;
братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую
форму.)
В селе Хохлома проводились ярмарки по
продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из
древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних
времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно
было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых
людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш)
считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные
чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было
поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В
отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он
из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая – туловом
сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и
соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее очень красиво. Среди
праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу
напитки, – ковшики, братины.
Для изготовления посуды использовали
древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия.
Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать
трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она
треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После
сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока
последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким
оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует
масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую,
желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими
подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь,
травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным
стеблем, образуют «древко» – дерево жизни (по старинным преданиям,
именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка
дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называется
«растительно-травочным». Роспись под «фон» – это более трудоемкий вид
росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем
все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом.
Роспись «Кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью.
Ее формы напоминают завитки – кудри.
Педагог сопровождает рассказ показом
иллюстраций и подлинных хохломских изделий. В заключение читает
стихотворение «Золотая Хохлома»:
Как волшебница
Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души —
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
Вопросы к детям. Как называется
роспись, которой украшены изделия, представленные на выставке? Где
производят эти изделия? Из чего сделаны хохломские изделия? Чем
отличаются изделия, украшенные хохломской росписью, от изделий,
украшенных городецкой росписью? |