Занятие "Знакомство с творчеством хакасского народа" - ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ - ИСКУССТВО ДЕТЯМ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Среда, 07.12.2016, 17:28
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ [13]
СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ [13]
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ [17]
КАРГАПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА [7]
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ [17]
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА [16]
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ [13]
УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ [15]
УРОКИ ДИЗАЙНА [9]
ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ [63]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСКУССТВО ДЕТЯМ » ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ

Занятие "Знакомство с творчеством хакасского народа"

Программное содержание. Познакомить детей с образцами хакасского народного изобразительного творчества; характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (пого, «сикпен», «маймах», «сахна» и т. д.). Вызвать интерес к искусству хакасского народа; учить понимать и оценивать красоту хакасских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать чувство уважения к народам, живущим на территории России.

Материалы. Выставка хакасского декоративно-прикладного искусства: макет юрты, где стоит кровать, висит одеяло и ковры, находится посуда, сундучки, хакасская одежда – мужская рубаха и женское платье, шубки, «сигедек», «сикпен», женские платки, декоративные украшения – серьги, накосные украшения, сумочки, кольца, перстни, браслеты, нагрудное украшение – пого.

Предварительная работа. Знакомство с историей Республики Хакасия. Знакомство с устным творчеством хакасского народа – сказками, поговорками, загадками, тахпахами. Ознакомление с культурой и бытом жителей Хакасии. Использование народных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях. Знакомство с хакасскими народными играми.

Ход занятия

Педагог рассказывает: «Сегодня мы поговорим о том, какими талантами славен хакасский народ. Пышно расцветает хакасская земля, много славных людей на ее просторах возделывают поля, выращивают скот, добывают уголь, водят самолеты, машины, поезда. Разным мастерством владеет хакасский народ. Он очень любит свою землю, широкие степи, высокие горы, дремучую тайгу. О своем прекрасном крае народ складывает сказки, пословицы, загадки. Вспомните, какие сказки вам понравились больше всего? Какие хакасские загадки вы знаете? Какие помните пословицы? Все это называется устным народным творчеством. Сегодня мы познакомимся с хакасским декоративно-прикладным искусством».

Педагог приглашает детей пройти на выставку.

Рассказ педагога: «Перед вами макет юрты – жилища хакасов. Раньше хакасы жили в юртах – сначала в переносных войлочных и берестяных, а позднее в деревянных, которые уже не передвигались. Перед вами деревянная восьмиугольная юрта с отверстиями в крыше, куда должен выходить дым. Внутреннее пространство юрты разделялось на мужскую и женскую половины. Напротив входа у стены ставилась деревянная кровать. Она покрывалась овчинным одеялом и покрывалом из ситца. У богатых хозяев были нарядные одеяла, даже сшитые из соболя. Сверху они покрывались шелком, а по краю делалась кайма из шелка другого цвета. Лицевой край одеяла опушался беличьими и соболиными лапками. С двух сторон постели лежали вышитые хакасские подушки. На стене над кроватью вешался войлочный ковер. По толстому войлоку вдоль боковых краев вешались контурные узоры повторяющихся фигур. Кровать завешивалась пологом из шелка или парчи. На женской половине юрты находились три буфетные полки. Первая полка для кадок, средняя для чашек и третья – для чайной посуды. С мужской стороны вдоль стен устанавливались три мебельные секции. Самая почетная секция находилась у кровати, где стояли два больших сундука. Они завешивались персидским ковром, под ним устанавливалась полка с расставленными шкатулками и святыми иконами.

Сейчас мы познакомимся с национальной хакасской одеждой. Основным видом нательного белья служили у мужчин – рубаха, а у женщин – платья. Для повседневной носки они шились каждый год весной на Пасху из хлопчатобумажной ткани, а праздничные – из шелка. Рубашка и платье были очень широкими. Обшлага, полики на плечах и кайма украшались хакасскими узорами. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку "сигедек". Спинка "сигедека" украшалась растительным орнаментом. По праздничным дням молодые женщины надевали распашной кафтан "сикпен" или "хаптал", которые также украшались хакасскими орнаментами. Зимой хакасы носили шубы из овчины – "тон". Для украшения женской шубы использовалась декоративная вышивка, идущая по швам спинки и проймам рукава. Летом хакасы носили кожаные сапоги, а зимой – меховые.

Очень интересную коллекцию хакасского декоративно-прикладного искусства представляют женские украшения. (Педагог приглашает детей осмотреть выставку.) Декоративные сумочки украшались по бокам шелковыми нитками или бисером, образующими сказочные растительные орнаменты. Сумочка имела не только декоративное значение. В них женщины привозили с праздника гостинцы для детей. Девушки, носившие множество косичек, привязывали к ним кисточки, сделанные из коралловых и бисерных снизок. Основную декоративную нагрузку несли косички, носимые на спине, к которым привязывались накосные украшения "тана поос". Основа, сделанная из четырехугольного куска дубленой кожи, покрывалась плисом. Посередине навешивалось от трех до девяти перламутровых блях, иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Внизу привешивались три кисточки из коралловых бус, каждая из которых разделялась еще на бисерные снизки. Накосные украшения вплетались в косички за шнурок из конского волоса гривы. Замужние женщины украшали себя коралловыми сережками. Они изготавливались из медной проволоки, изогнутой вверх в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловые бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Во время праздников женщины, помимо сережек, надевали пару висячих подвесок, состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов, между которыми вставлялись орнаментированные серебряные пластинки, облегавшие бусины снизу и сверху. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной цепочкой. Пальцы рук украшались серебряными кольцами и перстнями. Декоративный верх перстня делался в виде орнаментированного круга, сердечка, полумесяца или эллипса с коралловыми инкрустациями. Молодые девушки украшали кисти рук серебряными браслетами с чеканным орнаментом и коралловыми инкрустациями. Браслет довольно часто служил желанным предметом, который девушки давали парням в знак согласия выйти за них замуж. Необходимой принадлежностью свадебного наряда свахи являлось нагрудное украшение – пого. Форма пого напоминает полумесяц с закругленными рожками. Пого обтягивалось бархатом, и на лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров.

Сегодня вы познакомились с предметами быта, одеждой, украшениями хакасов. Все это хакасский народ делает своими руками и передает из поколения в поколение – от дедушек и бабушек своим детям и внукам. Таким образом сохраняется и приумножается искусство хакасского народа».

В конце занятия педагог предлагает детям рассмотреть и сравнить хакасский и русский женские костюмы.

Категория: ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ | Добавил: admin (20.10.2013)
Просмотров: 1115 | Теги: эстетическое воспитание дошкольнико, детям о народных промыслах, конспект занятия в детском саду ска, дошкольникам о народном искусстве | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования