Программное содержание. Развивать
музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость, творческое
воображение и музыкальное мышление. Формировать певческие умения детей.
Побуждать петь выразительно, музыкально, интонационно чисто. Развивать
чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Расширять знания о
музыке.
Формировать проявления оценочного отношения к музыкальным произведениям. Формировать эстетические чувства.
Материалы. Аудиозапись песни «Во
поле береза стояла». Иллюстрации с изображением берез и хороводов.
Атрибуты к проведению хороводных игр: венки и платочки по количеству
детей, длинная веревка. Бумага (1/2 листа ватмана), гуашь, акварельные
краски, пастель, восковые мелки, простой карандаш, кисти разных
размеров, салфетка, баночки с водой.
1-й этап
Педагог рассказывает детям о народных
песнях: «В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные
мечты народа. Песней сопровождались все события народной жизни – труд,
праздники, игры, похороны. Начало лета. Березки, как невесты, в шелковых
нарядах с длинными косами, ожидают Троицу. Троицин день – православный
праздник, который отмечается вместе с языческим славянским праздником,
посвященным началу лета, полному расцвету природы, рождению лесных и
водных сил. Во время праздника девушки идут в лес, играют там в горелки,
пляшут, поют, вьют венки и бросают их в воду, загадывают желания. Праздник Троицы приходится на летний месяц, поэтому к нему приурочены
многие древнеславянские обряды, совершавшиеся в старину нашими предками в
честь земли Дивы. До сих пор народ считает в эти дни землю именинницей,
в этот день запрещается ее копать, тревожить. На Троицу всегда водили
хороводы вокруг украшенных деревьев, пели о них песни, играли в лапту,
горелки, ручеек. Одной из самых любимых на этом празднике была песня "Во
ноле береза стояла"».
Дети слушают русскую народную песню «Во
поле береза стояла» в исполнении музыкального руководителя или педагога
изобразительной студии (можно прослушать аудиозапись):
Во поле береза стояла,
Во ноле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Как пойду я в лес погуляти,
Белую березу заломати.
Люли, люли заломати,
Люли, люли заломати.
Сломлю у березы три сучочка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Вы, гудки-гудочечки, гудите,
Вы ленивых, нерадивых поднимите.
Люли, люли поднимите,
Люли, люли поднимите.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Воспитатель продолжает свой рассказ:
«Береза – один из главных образов народного творчества. В народных
песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое
дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Береза стройная,
кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представлена юной девушкой в
зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей
кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью,
побеждающей в поединке со злыми силами. Много поговорок, пословиц,
загадок, связанных с березой».
• Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.
• Бела береза – да деготь черен.
• Для врага и береза – угроза.
• Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
2-й этап Педагог рассказывает:
«Раньше на Руси юноши и девушки очень любили водить хороводы. Хороводы
бывают песенные, игровые, обрядовые». Педагог предлагает детям спеть и
инсценировать хороводные песни о березе.
Березка Ребята встают в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка-березка, стоящая в круге, отбирает у всех играющих платки и поднимает их над головой, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит.
Девочка-березка изображает шум листьев,
движение веток (шуршит платьем, машет над головой платками). Под
приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» –
девочка обходит хоровод и кладет каждому играющему на плечо платок.
Плетень Дети встают друг за другом в
длинный ряд. Вдоль всего ряда растягивается веревка, которую каждый
ребенок держит в руке. Дети, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг березоньки идем,
Кругом нас все плетем.
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетется,
В поле, в лес волочется.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень», затем расплетает плетень под приговоры:
Наряжен наряд —
Из ста ребят,
Все в один ряд
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На березоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод за
собой, при этом он петляет, делает крутые повороты, и тот, кто не
удержится на ногах, выбывает из игры.
Веночек Дети плетут венки и поют:
От звезды заря занимается,
По заре солнышко разыграется.
Мы гулять в зелен сад пойдем,
Цветов нарвем, венков навьем.
Уж мы к березоньке идем, идем,
Поклонимся да и прочь пойдем.
Все надевают на головы венки и идут парами к березке, напевая:
Мы гуляли во лужках,
Забавлялись во кружках.
Па лужайке зеленой,
На травушке шелковой.
Мы травушку топтали,
Рукавом цветы ломали.
Затем все ходят вокруг березы, по очереди вешают на нее свои венки и поют:
Уж ты зелен, мой пеночек,
В поле розовый цветочек,
Мне куда тебя, веночек,
В поле розовый цветочек,
На березоньку…
Березонька
Слова Т. Волгиной На лугу, на лугу
Зеленешенько,
Там березонька стоит
Одинешенька.
Низко березонька
Наклонилася,
Горько березонька
Зажурилася.
Ты скажи, что с тобой
Приключилося?
Отчего головой
Ты склонилася?
– Люди добрые
Повстречались мне,
Ветки зеленые
Обломали мне.
Мы лечили березку
Зеленую
И водицей поили
Студеною.
Стала березонька
Веселешенька,
Стала кудрявая
Зеленешенька.
3-й этап
Вопросы к детям. Чем исполнение
хороводных песен отличается от исполнения обычных русских народных песен? Кто был участником хороводов? Как одевалась молодежь на
хороводные игры? Почему на Руси большое внимание в хороводных песнях
отводилось березе?
Педагог предлагает детям отразить в
рисунке впечатления, полученные на предыдущем занятии от проведения
хороводов. Дети делают эскиз рисунка на листе большого формата простым
карандашом. Они самостоятельно выбирают материал для рисования.
4-й этап
Дети продолжают работу над рисунком,
начатую на предыдущем занятии. В процессе рисования педагог напоминает о
том, что рисунок для большей выразительности можно украсить
декоративными элементами. В конце занятия оформляется выставка детских
работ. |