Пятница, 26.04.2024, 11:36
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ [13]
СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ [13]
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ [17]
КАРГАПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА [7]
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ [17]
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА [16]
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ [13]
УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ [15]
УРОКИ ДИЗАЙНА [9]
ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ [63]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСКУССТВО ДЕТЯМ » ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ

Занятия 3-4-5-6. Хороводная песня

Программное содержание. Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость, творческое воображение и музыкальное мышление. Формировать певческие умения детей. Побуждать петь выразительно, музыкально, интонационно чисто. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Расширять знания о музыке.

Формировать проявления оценочного отношения к музыкальным произведениям. Формировать эстетические чувства.

Материалы. Аудиозапись песни «Во поле береза стояла». Иллюстрации с изображением берез и хороводов. Атрибуты к проведению хороводных игр: венки и платочки по количеству детей, длинная веревка. Бумага (1/2 листа ватмана), гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, простой карандаш, кисти разных размеров, салфетка, баночки с водой.

Ход занятия

Музыка А. Филлипенко

1-й этап

Педагог рассказывает детям о народных песнях: «В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны. Начало лета. Березки, как невесты, в шелковых нарядах с длинными косами, ожидают Троицу. Троицин день – православный праздник, который отмечается вместе с языческим славянским праздником, посвященным началу лета, полному расцвету природы, рождению лесных и водных сил. Во время праздника девушки идут в лес, играют там в горелки, пляшут, поют, вьют венки и бросают их в воду, загадывают желания. Праздник Троицы приходится на летний месяц, поэтому к нему приурочены многие древнеславянские обряды, совершавшиеся в старину нашими предками в честь земли Дивы. До сих пор народ считает в эти дни землю именинницей, в этот день запрещается ее копать, тревожить. На Троицу всегда водили хороводы вокруг украшенных деревьев, пели о них песни, играли в лапту, горелки, ручеек. Одной из самых любимых на этом празднике была песня "Во ноле береза стояла"».

Дети слушают русскую народную песню «Во поле береза стояла» в исполнении музыкального руководителя или педагога изобразительной студии (можно прослушать аудиозапись):

Во поле береза стояла,

Во ноле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

Как пойду я в лес погуляти,

Белую березу заломати.

Люли, люли заломати,

Люли, люли заломати.

Сломлю у березы три сучочка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Вы, гудки-гудочечки, гудите,

Вы ленивых, нерадивых поднимите.

Люли, люли поднимите,

Люли, люли поднимите.

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

Воспитатель продолжает свой рассказ: «Береза – один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Береза стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представлена юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами. Много поговорок, пословиц, загадок, связанных с березой».

• Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

• Бела береза – да деготь черен.

• Для врага и береза – угроза.

• Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

2-й этап Педагог рассказывает: «Раньше на Руси юноши и девушки очень любили водить хороводы. Хороводы бывают песенные, игровые, обрядовые». Педагог предлагает детям спеть и инсценировать хороводные песни о березе.

Березка Ребята встают в круг и поют:

Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Девочка-березка, стоящая в круге, отбирает у всех играющих платки и поднимает их над головой, когда запевают:

Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,

Золотым венчиком звенит.

Девочка-березка изображает шум листьев, движение веток (шуршит платьем, машет над головой платками). Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» – девочка обходит хоровод и кладет каждому играющему на плечо платок.

Плетень Дети встают друг за другом в длинный ряд. Вдоль всего ряда растягивается веревка, которую каждый ребенок держит в руке. Дети, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг березоньки идем,

Кругом нас все плетем.

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетется,

В поле, в лес волочется.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень», затем расплетает плетень под приговоры:

Наряжен наряд —

Из ста ребят,

Все в один ряд

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На березоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод за собой, при этом он петляет, делает крутые повороты, и тот, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Веночек Дети плетут венки и поют:

От звезды заря занимается,

По заре солнышко разыграется.

Мы гулять в зелен сад пойдем,

Цветов нарвем, венков навьем.

Уж мы к березоньке идем, идем,

Поклонимся да и прочь пойдем.

Все надевают на головы венки и идут парами к березке, напевая:

Мы гуляли во лужках,

Забавлялись во кружках.

Па лужайке зеленой,

На травушке шелковой.

Мы травушку топтали,

Рукавом цветы ломали.

Затем все ходят вокруг березы, по очереди вешают на нее свои венки и поют:

Уж ты зелен, мой пеночек,

В поле розовый цветочек,

Мне куда тебя, веночек,

В поле розовый цветочек,

На березоньку…

Березонька

Слова Т. Волгиной

На лугу, на лугу

Зеленешенько,

Там березонька стоит

Одинешенька.

Низко березонька

Наклонилася,

Горько березонька

Зажурилася.

Ты скажи, что с тобой

Приключилося?

Отчего головой

Ты склонилася?

– Люди добрые

Повстречались мне,

Ветки зеленые

Обломали мне.

Мы лечили березку

Зеленую

И водицей поили

Студеною.

Стала березонька

Веселешенька,

Стала кудрявая

Зеленешенька.

3-й этап

Вопросы к детям. Чем исполнение хороводных песен отличается от исполнения обычных русских народных песен? Кто был участником хороводов? Как одевалась молодежь на хороводные игры? Почему на Руси большое внимание в хороводных песнях отводилось березе?

Педагог предлагает детям отразить в рисунке впечатления, полученные на предыдущем занятии от проведения хороводов. Дети делают эскиз рисунка на листе большого формата простым карандашом. Они самостоятельно выбирают материал для рисования.

4-й этап

Дети продолжают работу над рисунком, начатую на предыдущем занятии. В процессе рисования педагог напоминает о том, что рисунок для большей выразительности можно украсить декоративными элементами. В конце занятия оформляется выставка детских работ.

Категория: ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ | Добавил: admin (20.10.2013)
Просмотров: 2371 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика