Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с устным творчеством русского народа. Воспитывать
желание запоминать пословицы. Учить понимать переносный смысл пословиц.
Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций к
пословицам. Формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет
пословицы. Учить украшать рисунок декоративными элементами.
Материалы. Иллюстрированные книги
пословиц и поговорок русского народа. Бумага – 1/2 листа ватмана, гуашь,
акварельные краски, баночки с водой, палитра, карандаши, кисти разных
размеров, салфетки.
Делу время – потехе час.Тот герой, кто за родину горой.Худ обед, когда хлеба нет. Нет друга – ищи, а нашел – береги.На смелого собака лает, а трусливых кусает.Красна птица перьем, а человек ученьем. 1-й этап
Педагог рассказывает: «Глубокого смысла
полны пословицы и поговорки русского народа: "Поговорка – цветочек,
пословица – ягодка". Пословицы и поговорки – это краткие изречения,
заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Они учат людей
правилам поведения, моральным нормам, сноровке. В словаре В. Даля
написано: пословица – коротенькая притча. Пословица – это суждение,
приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под
чеканом народности. Народ высказывается очень точно, метко. Но не каждое
изречение можно назвать пословицей, а лишь то, которое усвоено народом и
пошло в ход».
Педагог вместе с детьми вспоминают пословицы на разные темы.
Пословицы о труде
Дело мастера боится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки. Пословицы о Родине
Всякому мила своя сторона.
Человек без родины – соловей без песни. Пословицы о хлебе
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Пословицы о дружбе
Один за всех и все за одного. Пословицы о смелости и трусости
Трусливому зайке и пенек – волк. Пословицы о грамоте
Грамоте учиться всегда пригодится.
Слушай больше – говори меньше. Педагог
продолжает рассказ: «В словаре В. Даля написано: "Поговорка – окольное
выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ
выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна
первая часть пословицы". И далее: "Поговорка очень близка к пословице:
стоит прибавить лишь одно словечко или сделать перестановку, и из
поговорки вышла пословица". Великий поэт А. С. Пушкин говорил о
поговорках: "А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой
поговорке нашей! Что за золото!" Например: пословица – "Чужими руками
жар загребать легко", а поговорка будет звучать так: "Он чужими руками
жар загребает". Пословица – "Сваливать с больной головы на здоровую не
накладно", а поговорка – "Он сваливает с больной головы на здоровую"».
Педагог предлагает детям дома вместе с родителями вспомнить знакомые пословицы и поговорки.
2-й этап
Педагог предлагает детям назвать некоторые
пословицы и поговорки, объяснить их значение. После этого дети
приступают к иллюстрированию пословиц и поговорок. Материал для
рисования они выбирают самостоятельно. Педагог обращает внимание детей
на то, как лучше расположить рисунок на листе бумаги.
3-й этап
Дети продолжают раскрашивать рисунок и
украшать его декоративными элементами. Педагог напоминает особенности
выполнения рисунков по произведениям устного фольклора. В конце занятия
дети организуют выставку рисунков, вспоминают и рассказывают пословицы и
поговорки. |