Программное содержание. Закреплять
знания детей о творчестве художников-иллюстраторов детской книги: Б. В.
Зворыкина, В. М. Васнецова, И.Я. Билибина, Т.Л. Мавриной, В.В. Лебедева,
В.М. Конашевича, E. М. Рачева и др. Воспитывать эстетическое отношение к
произведениям народного творчества. При создании иллюстраций учить
передавать характерные особенности сказочных героев. Совершенствовать
изобразительные и технические навыки работы кистью, карандашом,
фломастером. Учить детей выбирать выразительные средства для изображения
иллюстраций. Совершенствовать умение придумывать и выразительно
рассказывать сказки. На основе знакомства с русскими народными сказками
развивать творческое воображение при создании иллюстраций к своим
сказкам.
Материалы. Выставка книг по
сказкам, иллюстрированных разными художниками; выставка детских
иллюстраций к сказкам; аудиозапись русских народных мелодий и песен.
Гуашь, кисти, карандаши простые и цветные,
фломастеры, баночки с водой, салфетки, палитра, листы бумаги больших
размеров (1/2 листа ватмана).
1-й этап
Педагог предлагает детям продолжить
путешествие в мир сказок: «А знаете ли вы, кто сочиняет сказки? Сказку
может сочинить один человек, и тогда сказка будет авторской. А вот когда
сказка передается из уст в уста, из поколения в поколение, она
называется народной. Народ берет свои сюжеты для сказок из жизни.
Бабушка рассказывает свою сказку внукам, а те, когда подрастают и сами
становятся родителями, рассказывают сказку детям. Так и живет сказка
вечно, немного изменяясь и дополняясь. Сегодня я предлагаю совершить
увлекательное путешествие по сказкам, которые еще никто и никогда не
слышал. Эти сказки мы с вами сочинили сами. Сказку можно написать,
рассказать и нарисовать иллюстрации. Писать вы еще не умеете, а вот
рисовать и рассказывать уже научились. Мы знаем много русских народных
сказок, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?»
Педагог предлагает детям рассмотреть книжную выставку сказок, иллюстрированных разными художниками.
Вопросы к детям. Чьи иллюстрации вы здесь узнали? Как догадались? Иллюстрации каких художников вам нравятся больше всего и почему?
Затем педагог обращает внимание на
иллюстрации к сказкам, выполненные самими детьми, объясняет им
особенности сочинения сказок. Все вместе составляют сказку. В конце
занятия педагог предлагает детям дома сочинить сказку вместе с
родителями.
2-3-4-й этапы
Педагог: «Па прошлом занятии мы с вами
учились сочинять сказки. Вспомните, вы уже иллюстрировали потешки,
сказки, а сегодня я предлагаю проиллюстрировать сказки, которые вы сами
сочинили. Подумайте, как расположить лист и какой эпизод нарисовать. Я
предлагаю вам па выбор кисточки, цветные карандаши и фломастеры. Для
того чтобы ваши иллюстрации получились действительно сказочные, нужно
заколдовать инструменты, которыми вы будете рисовать. Для этого нужно
три раза произнести слова: "Кисти, кисти (карандаши, фломастеры),
помогите, сказку рисовать начните!"
Если вы правильно будете пользоваться
этими инструментами, то они будут вам отличными помощниками. И еще одним
помощником для вас будет музыка. Музыка и песни всегда сопровождали
труд русского человека, а нарисовать иллюстрацию – это большой и тяжелый
труд. Если вы постараетесь, ваши иллюстрации будут красивыми и вы
получите большое удовольствие от работы, а те, кто увидит эти
иллюстрации, тоже будут радоваться вашим успехам».
В процессе работы педагог обращает
внимание детей на выставку книг к сказкам, советует детям, какие
элементы народных росписей включить в украшение иллюстраций. Дети
продолжают работать на протяжении грех занятий. По окончании работы дети
рассматривают все иллюстрации и выбирают сказки, которые они хотели бы
послушать (если позволит время, можно прослушать две-три сказки) на
занятии. С остальными сказками дети знакомятся в свободное время. |