Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские
изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки»,
«усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей па
связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего
природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в
стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом
кисти.
Материалы. Хохломские изделия.
Таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек»,
«травинок», «усиков», «завитков», «капелек» и «кустиков». Бумажные
силуэты разделочных досок. Деревянные разделочные (загрунтованные)
доски. Гуашь, кисти, баночки для воды, палитры, кисти, салфетки.
1-й этап
Педагог предлагает детям рассмотреть
хохломские изделия. Показывает в росписи элементы «травки». Обращает
внимание детей на то, как располагается «травка»; уточняет каждый
элемент травки – «реснички», «травинки», «усика», «завитка»; показывает
способ выполнения элемента «реснички»: «Пишется ресничка очень легко,
почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».
Я ресничка не простая,
Словно перышко взлетая,
Изогнувши спинку плавно,
Я считаюсь чуть не главной.
Педагог предлагает детям попробовать
нарисовать «ресничку». Затем рассматривает с детьми «травинку». Этот
элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.
Я травинка просто чудо,
А нажим, он очень нужен,
Сверху вниз, и вот готов
Кистью плавный переход.
После объяснения педагог предлагает детям
попробовать выполнить элемент «травинку». Затем педагог показывает детям
месторасположение «усика» в узоре. Обращает внимание на то, как он
заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).
А я усик, так горжусь
Тонкостью своею,
Вправо, влево закручусь —
Это я умею.
Педагог предлагает детям выполнить этот
элемент. Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и
называется «завиток».
Кистью плавно закручу
Линию с нажимом.
В завиток я превращусь,
Словно я пружина.
Педагог предлагает детям попробовать выполнить элемент «завиток».
Вопросы к детям. Что можно сказать о «травке» в хохломской росписи и в природном мире? Что у них общего и чем они отличаются?
2-й этап
Педагог продолжает знакомить детей с
элементами хохломской росписи: «"Капелька" и "кустик" также являются
элементами хохломской "Травки". "Капельки" выполняются легким
прикосновением кончика кисти к бумаге».
Меня капелькой зовут,
Пишут очень просто.
Кистью плавно примакнут,
Словно бусы в россыпь.
Педагог предлагает детям выполнить элемент
травки – «капельку». После того как дети научатся выполнять элементы
«травки», педагог объясняет способ выполнения «кустика»: «Кустик» – это
объединенные в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки»,
«капельки». Педагог показывает способ выполнения «кустика»: слева –
завиток, справа – завиток, слева – ресничка, справа – ресничка. Вот и
получился «кустик».
Педагог предлагает детям нарисовать «кустик».
3-й этап
Педагог показывает способ выполнения
«растительно-травочного» орнамента: «Прежде всего нужно выполнить
ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная
снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его
закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного
отступая, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем
поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей
полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое
расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В "травном" орнаменте –
завитком, а в "растительном" – цветком или ягодкой. Цветок и ягодка
находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток;
а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем
"травкой”. Для того чтобы узор был более выразительным, делаем
разживку».
После объяснения педагог предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте разделочной доски.
4-й этап
Педагог предлагает детям выбрать
деревянные разделочные доски (загрунтованные), которые соответствуют
расписанным ими бумажным силуэтам, и объясняет, как по выполненным
эскизам дети смогут расписать деревянные доски. В процессе выполнения
работы по мере необходимости педагог оказывает детям помощь; в конце
занятия рассматривает изделия и выделяет наиболее удавшиеся. |