Программное содержание. Закреплять
знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с
выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, елочек
и цветов. Формировать эстетический вкус. Закреплять знания о
составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Материалы. Филимоновские и
дымковские игрушки. Дидактическая игра «Третий лишний». Вырезанные
элементы филимоновской росписи для составления узоров в полосе, круге и
квадрате. Гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки для воды.
1-й этап
Педагог оформляет выставку дымковских и
филимоновских игрушек, предлагает детям сравнить эти игрушки. Затем
педагог задает детям вопрос:
– Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки и чем они отличаются друг от друга?
Затем педагог проводит дидактическую игру
«Третий лишний». Детям предлагается две картинки. На первой из них
нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушка. На другой – две
дымковские игрушки и одна филимоновская. Нужно показать и рассказать,
какая игрушка лишняя и почему.
Вопросы к детям. Какие элементы филимоновской росписи можно выделить из общего узора? Какие цвета встречаются в филимоновской росписи?
Педагог предлагает детям нарисовать по
образцу простейшие филимоновские элементы: перпендикулярные,
параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки. Педагог
напоминает, что все элементы рисуют сразу кистью, без предварительной
прорисовки карандашом; учит детей рисовать сначала только зеленой
краской, а потом чередовать два цвета: красный и зеленый.
2-й этап
Педагог предлагает детям рассмотреть
различные цветы на филимоновских игрушках; рассказывает об особенностях
рисования таких цветов. Предлагает детям по желанию нарисовать любые
филимоновские цветы. По окончании работы педагог и дети любуются
разноцветной «поляной» филимоновских цветов.
3-й этап
Педагог предлагает детям самостоятельно
составить из филимоновских элементов узор на ковре; уточняет особенности
выполнения узора в круге, полосе и квадрате. Затем предлагает детям
выбрать разные геометрические формы ковра для оформления. В конце
занятия педагог рассматривает с детьми получившиеся коврики и выделяет
наиболее интересные. |