Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить
рассматривать городецкий узор. Показать особенности рисования
растительных элементов городецкой росписи – купавки, розана и листочка.
Продолжать формировать умение работать концом кисти. Закреплять навыки
работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с
белилами.
Материалы. Городецкие изделия.
Иллюстрации с изображением городецких узоров. Гуашь, кисти, палитра,
салфетки, баночки для воды. Панно для оформления.
1-й этап
Педагог предлагает детям вспомнить, что рисовали Городецкие мастера на деревянных изделиях.
Рассказ педагога: «Городецкие мастера
рисовали различные сюжеты, в которых изображали людей, лошадей и птиц.
Рисунок, чтобы он выглядел более нарядным, дополняли цветами. Эти цветы –
необыкновенные, невиданной формы. Их называют розами – купавками, но на
розы они не похожи. Ни на один цветок они не похожи и выглядят так: на
широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем
шарик вроде коробочки, и все это в белых упругих полосках – оживках.
Напруженный получается цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него
зеленые веерные листья – папоротник. Сам цветок то алый, то желтый, то
синий, то даже черный. У этого цветка своя красота – необыкновенная и
таинственная. Скользнешь по нему равнодушным невнимательным взглядом –
ничего не заметишь. А вглядишься в его черноту, и она тебя словно к себе
потянет, и в ней какие-то смутные тени увидятся, отливающие то
бордовым, то пламенно-синим цветом; они двигаются, но что это за тени –
разобрать невозможно, и тайна цветка становится от этого еще
таинственней, и от него уже не хочется уходить, хочется вглядываться.
Черная роза – единственный черный цветок во всем русском народном
искусстве. Этот цветок связан с древним русским праздником – Иваном
Купалой. Это самая короткая и ясная ночь в году. В эту ночь люди не
спали, а зажигали костры на холмах и горах. Молодые украшали березки
разноцветными лентами. Говорят, все живое на земле, а особенно растения,
в эту ночь входит в свою полную силу, главные соки набирает. И говорят,
что нечистый в эту ночь начинает проказничать, а боится он только огня.
Поэтому люди жгут костры, отпугивают различную нечисть. В эту ночь люди
старались набрать полезных трав. Рассказывают, что цветок папоротника
небывалой красоты очень сложно найти и сорвать, потому что цветет он
всего один час. Каков из себя тот цветок, никто не знает: одни говорят,
что огненно-красный, светящийся, похожий на уголек; другие – что желтый;
а третьи – что синий-синий. Вот и пойми. Дело в том, что из многих
тысяч папоротников цветет лишь один. Причем тот, до которого труднее
всего добраться. Вот и сравнивают Городецкие мастера свой любимый цветок
папоротника с розаном и купавкой. Вот такую интересную историю поведал
нам один из мастеров городецкой росписи – Игнатий Андреевич Мазин.
Сегодня мы попробуем нарисовать этот таинственный и замечательный
цветок. Розан и купава очень похожи, но имеют небольшие отличия».
Педагог показывает и объясняет способ
рисования купавки: «Сначала нужно нарисовать круг любого цвета. Для того
чтобы ваш цветок был необыкновенного цвета, нужно смешать одну из
красок с белой гуашью. Тогда получится оттенок этой краски – голубой,
розовый или нежно-желтый. На вершине этого цветка нужно нарисовать
небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку). Цвет шарика и
серпика должен соответствовать основному кругу, например: если круг
голубой, то шарик и серпик – синие; если круг розовый – то красные.
Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую
или черную оживку».
Педагог показывает способ выполнения
росписи и предлагает детям нарисовать купавку. По окончании работы дети
оформляют панно из городецких цветов и любуются их красотой.
2-й этап
Педагог предлагает детям нарисовать розан,
показывает и рассказывает последовательность изображения розана:
«Сначала нужно нарисовать силуэт цветка (так же, как купавки). Затем
соответствующим цветом нарисовать серединку – кружок среднего размера.
Этим же цветом вокруг силуэта нужно нарисовать дужки. После того как все
хорошо просохнет, дополнить рисунок оживками – белыми точками и дугами.
Получается распустившийся цветок – розан».
Педагог показывает способ рисования,
обращает внимание детей на выполнение оживок. Учит их правильно держать
кисть и украшать цветы путем примакивания кисти с легким поворотом. По
окончании работы дети дополняют панно городецкими розанами.
3-й этап
Педагог предлагает детям нарисовать
листочки к городецким цветам, показывает и рассказывает
последовательность изображения листочков: «Для того чтобы выполнить
городецкий узор с цветами, необходимо нарисовать листик. В городецкой
росписи листики тоже необыкновенные. Нужно смешать зеленую и желтую
краски и нарисовать листик. После того как все высохнет, наносится
черная и белая оживка – полоски и точечки».
По окончании работы педагог предлагает детям дополнить листочками композицию из городецких цветов и полюбоваться ее красотой. |