Программное содержание. Расширять
представления детей о разнообразии русской игрушки. Показать характерные
особенности полхов-майданских матрешек и других игрушек. Формировать
технические умения и навыки кистевой росписи. Учить расписывать
деревянные заготовки игрушек.
Материалы. Полхов-майданские
игрушки. Учебно-наглядные пособия и иллюстрации с изображением
полхов-майданских игрушек. Деревянные заготовки полхов-майдаиских
игрушек. Гуашь, кисти разных размеров, баночки с водой, палитра,
салфетки.
1-й этап
Рассказ педагога: Вы уже знаете, что
матрешек делают в разных городах и селах нашей страны. В селах
Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области также делают
красивых матрешек. Кроме матрешек здесь делают яркие расписные
игрушки-тарарушки – кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки,
поставцы, толкушки для кухни. Создаются и продаются такие игрушки с
прибаутками, приговорками: «Не бьется, не ломается, а кто купит –
удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук
струятся стружки, получаются игрушки».
Вытачивают игрушки только мужчины. Женщины
и девочки, начиная с девяти лет расписывают, красят и покрывают их
лаком. Делает игрушку вся семья. Полхов-майданские матрешки тоньше и
выше семеновских и сергиевопосадских (загорских). Лицо разрисовано
только черной краской, туловище – огромными пятилепестковыми цветами при
помощи наводки: предварительно узор наносится тушью, а потом заливается
цветом. Роспись кистевая, без прорисовки, рисуют сразу мазками,
отводками, точками. Краски яркие, анилиновые. Сначала светлый тон –
желтый, которым окрашивают те места, где потом будут красный и зеленый
цвета. Перекрывая желтый цвет красным, алым, получают цвет более яркий;
если по желтому провести синим, то получится зеленый цвет. Роспись
нарядная, веселая. Такой необычной яркости позволяют добиться
четыре-пять основных цветов: желтый, алый, голубой, фиолетовый и черный.
Ритмично чередуются темные и светлые тона. Изделия украшаются цветами,
бутонами, пейзажами и сюжетными композициями.
2-й этап
Педагог предлагает детям расписать
деревянные игрушки-тарарушки: матрешек, коней, шкатулки, грибки,
вазочки, солонки; обращает внимание детей на особенности росписи
деревянных объемных игрушек, вспоминает вместе с ними, какие цвета и
элементы росписи используют мастера Полхов-Майдана. В конце занятия
оформляется выставка игрушек-тарарушек. (По возможности взрослые –
педагоги или родители – покрывают поделки лаком. Для того чтобы
получился хороший ровный блеск, игрушки покрывают лаком несколько раз.) |