Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с русской вышивкой. Расширять представления о
композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки,
выполненных из растительных и геометрических элементов. Учить выполнять
геометрические и растительные узоры на различных формах. Формировать
эстетический вкус. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность.
Материалы. Изделия, украшенные
русской вышивкой. Эскизы геометрических и растительных узоров вышивки.
Бумажные силуэты изделий для эскизов вышивки – салфетки, платочки,
полотенца, одежда. Цветные карандаши или фломастеры. Игла, наперсток,
ножницы, пяльцы, нитки мулине, белая ткань с нанесенным рисунком.
1-й этап
Педагог показывает детям прямоугольные и
квадратные вышитые салфетки. Узоры состоят из геометрических элементов.
Педагог обращает внимание детей на композиционное построение узоров;
предлагает им выполнить эскизы композиций для салфеток к различным
праздникам. Дети самостоятельно подбирают цвет и выполняют эскиз рисунка
для салфетки. В конце занятия педагог вместе с детьми оформляет
выставку.
2-й этап
Педагог показывает детям изделия, вышитые
крестиком. Узоры состоят из растительных и зооморфных (изображающих
животных) элементов. Педагог обращает внимание детей на композиционное
построение узоров; предлагает им выполнить эскизы узоров для детской
одежды. В конце занятия педагог вместе с детьми оформляет выставку и
выделяет наиболее удавшиеся работы.
3-й этап
Педагог предлагает детям вышить узор на
салфетке стебельчатым швом: «Стебельчатым швом вышивали стебельки
цветов, отсюда и название – стебельчатый шов. Вышивают изделие, держа
его на указательном пальце левой руки: игла двигается вперед от
работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными
стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на
расстоянии 2–3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону
вплотную к предыдущему стежку. Затем снова, отступив на такое же
расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с
изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую
сторону ткани. Величина стежка зависит от толщины ниток. Стебельчатый
шов красив тогда, когда все стежки одинаковой длины и натяжение нитки
равномерное. Стебельчатым швом можно делать сплошные заполнения узора».
В конце работы педагог вместе с детьми организует выставку вышитых изделий. |